Описание:
Вниз по р.Паше.
Маршрут:
ст. Оять - Паша - Новая - Малашата - Печеничино - Ратилово - Каськово - Горка - Тихвин.(на 2 дня)
Протяжённость: около 100км, включая порядка 30км грунтовок и 10км лесной дороги.
Наилучшее время прохождения - середина осени.
Восток Ленобласти - край не сильно изученный велосипедистами. Дорог мало и большинство из них проходят вдоль рек. Здесь ещё в начале тысячелетия жили финно-угорские племена, оставившие после себя большое количество курганов и могильников. Имеются и небольшие захоронения скандинавов - это связано с проходившим здесь в 10-12 веке Волжским торговым путём. Из более поздних достопримечательностей вдоль Паши мы можем увидеть только несколько церквей и часовен.
Стартуем очень рано на первой утренней электричке до Подпорожья с Московского вокзала - иногда она отправляется и с Ладожского.
Чтобы сделать путь покороче, можно сразу выйти на ст.Паша и затем двигаться вдоль речки, но я предлагаю сойти на ст. Оять и посмотреть восстановленный Введено-Оятский монастырь.
Точной даты основания монастыря никто не знает, но в 15 веке он уже точно существовал. На его территории располагалось два храма: Введения пресв. богородицы(1817г) и Преображения господня(1829г). Здесь также находятся могилы родителей св. Александра Свирского - Сергия и Варвары. В 1930г монастырь был разрушен, а монахи расстреляны. В 1992 году монастырь был возрождён, но уже как женская обитель.
От стен монастыря через посёлок на запад, к шоссе М18 и Доможирово(4км). Можно сразу повернуть направо по шоссе к Паше, а можно ненадолго заехать в Яровщину - 1км вниз вдоль р. Ояти и осмотреть там две разрушенных церкви: деревянную Никольскую 1799 года и каменную Смоленской иконы Божьей матери 1826 года. Никольская существовала с 16-го века, но трижды горела, как и соседняя Смоленская.
Легко одолев 10км хорошего асфальта, прямо перед мостом через Пашу поворачиваем налево, в Лесозавод - довольно большой посёлок с несколькими магазинами - в них можно дозаправиться.
Далее, двигаясь почти вдоль реки, проезжаем по хорошему асфальту Рыбежно, Николаевщину, Новую, Щепняг и попадаем в Часовенское(30км от Лесозавода) и вот где-то тут асфальт благополучно заканчивается.
В посёлке можно зайти в небольшой магазинчик, а рядом, почти у берега, можно увидеть довольно крупную каменную, но сильно разрушенную Крестовоздвиженскую церковь 1861 года.
Через полтора километра за Часовенским нам направо, в Малашату и Урицкое. Через 3 км после деревянного мостика через Кондегу следует повернуть опять направо, в Подъелье, к Паше. Именно там и можно переправиться на тот берег.
Год назад мы здесь легко и быстро договорились с местными, которые за небольшие деньги на моторке перевезли 8 человек на противоположный берег, в Печеничино, и зодно показали дорогу вдоль реки дальше.
Точно также следует поступить и сейчас. Тропинка от Печеничино уверенная и натоптанная, постепенно выводит нас на заброшенную ещё с войны широкую и заросшую лесную дорогу. Местами по ней можно спокойно ехать.
Идти по тропе до ближайшей деревни Ратилово на юге - около 12км. Предлагаю пройти в этот день как можно больше и остановиться на ночлег на излучине Паши, в районе порогов, уже вблизи деревни.
Утром можно насладиться хорошим видом текущей воды, тихо журчащей на перекатах. Когда-то река была судоходной и по ней плотами сплавлялся лес. Сейчас она сильно обмелела - в жаркое лето её почти везде можно перейти вброд.
Выходим к Ратилово и дальше по единственной широкой грейдерной дороге, минуя Сашково и Суксу, катим 15км до Коськово, где уже начинается добротный асфальт до самого Тихвина.
Дорога прямая и ровная. Ещё через 26км прямо по курсу - большой посёлок Горка. Магазин и церковь Покрова 1859 года. Раньше здесь стояла ещё и деревянная, более старая, но она сгорела в 2001 году.
По основной дороге съезжаем прямо вниз - Тихвин будет через 20км. Помним, что в Кайваксе, через 10км, на т-образном перекрёстке направо, а за Берёзовиком, по кольцу вокруг самолёта, прямо.
Тихвин - старинный русский город. Первое упоминание о Пречистенском погосте на реке Тихвинке относится к 1383 г. В Воскресенской летописи содержится рассказ о чудесном явлении иконы Богоматери, впоследствии получившей название Тихвинской, и строительстве деревянной Успенской церкви. Тихвин с XV века стал местом пересечения нескольких важных торговых дорог. Здесь проходил ближайший путь по суше от берегов Невы, от городов Орешек и Ладога к Москве и сухопутная дорога от Новгорода к побережью Онежского озера и далее к Белому морю; имелся и удобный водный путь по Тихвинке и Сяси к Ладожскому озеру. Благодаря такому скрещению торговых путей Тихвин стал развиваться как торговое селение, обслуживавшее отдаленные уголки Новгородской земли. Во время Ливонской войны город был укреплён и стал ещё и ядром обороны юго-восточного Приладожья.
Здесь, конечно, первым делом в Тихвинский Успенский монастырь(1560г) - его невозможно пропустить, с велосипедами туда пропускают. Смотрим обязательно икону Тихвинской Божьей матери.
Недалеко от монастыря, на другом берегу р. Тихвинки, если не поздно, то можно посетить ещё и дом-музей Н.А.Римского-Корсакова.
По Советской улице едем на вокзал. Попутно можно увидеть Спасо-Преображенский собор 1748 года и Знаменскую церковь 1811 года.
Уехать из Тихвина, можно только если успеть на электричку из Бабаево на Волховстрой, проходящую около половины седьмого и потом, уже в Волховстрое, на последнюю до Петербурга в 21.00. В городе она около полуночи.
|
|
Маршрут для опытных байкеров |
Автор: Полуда Андрей |
|
Треки: |
|
Ссылки автора по теме: |
|
Фото: |
Оятский монастырь
церковь в Часовенском
переправа через Пашу |