Четвертый этап веломаршрута ЕвроВело-1
Гостилицы – Оржицы – Фонтанная дорога - Петергоф
Первый этап (Ивангород - Кингисепп) описан
здесь. Второй и третий в маршруте
"Кингисепп - Копорье - Гостилицы"
Четвертый этап пути проходит от села Гостилицы до вокзала в Петергофе, и длина его составляет 33 километра.
Гостилицы – село, в котором проживали представители известных дворянских родов России. Об этом сегодня напоминают руины дворца Разумовских (1845). После революции во дворце располагалось правление местного колхоза, а в руины он превратился во время Второй мировой войны. Рядом с дворцом находится большой заросший парк с прудами, где до сих пор разводят форель.
Четвертый этап Евровело-1 стартует от недавно восстановленной Троицкой церкви, идет в центр поселка (здесь надо будет пересечь шоссе) и, минуя монумент павшим в годы войны 1941-1945 годов, выходит на довольно тихую асфальтовую дорогу, ведущую на восток в Оржицы.
В центре Гостилиц есть продовольственный магазин.
Дорожка идет по холмам Ропшской возвышенности, и если вам повезет с погодой, то виды в северном направлении открываются превосходные.
Через 4.5 километра веломаршрут проходит через Вильповицы. Это, и следующее село – Оржицы, были использованы в советское время как часть аграрного комплекса, где должны были выращивать скот для нужд населения Ленинграда и области. Были построены сельскохозяйственные комплексы, руины которых можно видеть справа от дороги. Пустующие кирпичные одноэтажные постройки огромных размеров «украшают» пейзаж, напоминая об ушедшей эпохе.
Еще одно напоминание об эпохе – памятник Ленину. Слева от дороги, перед крутым спуском к реке (притоку знаменитой Шингарки) на высоком холме располагалась усадьба, некогда принадлежащая обер-кухмистеру Петра Первого Иоганну Фельтену. Здесь была устроена мельница, сад с двумя сотнями яблонь, известковый заводик. В советское время усадьба была национализирована, при въезде поставлен памятник Ленину, сад пришел в запустение. Усадьба и памятник хорошо видны с дороги, есть смысл остановиться тут на пару минут. От северной части усадьбы открывается красивый вид.
Далее дорога становится все красивее и красивее. Проезжаем Оржицы. В селе нет достопримечательностей, но есть магазин, и кварталы многоэтажных домов. Это – одна из загадок советского времени. Самая большая страна в мире предпочитала строить в селах многоэтажные дома. В этом была идеологическая подоплека. Если селянин имел дом, приусадебный участок, то, невольно, становился «мелким собственником». Дом – собственность, сарай – собственность. А вдруг еще заведет корову, свою, частную, своих частных кур? В принципе, жесткого запрета на ведение собственного хозяйства в СССР не было, но власти старались не поощрять никакие виды собственности у населения. Иначе, получилось бы как? Сначала курочки, потом овечки, потом коровки, потом самое страшное – наемный труд, так как один человек за десятью коровами не уследит, и все! Устои «колхозного строя» подорваны. Советский человек в идеале должен был жить в квартире, пожалованной ему государством, работать на государственном предприятии, водить детей в государственную школу. Следствием такой политики и явились кварталы многоэтажек в небольших селах.
На отметке 8,2 км в деревне Забородье маршрут покидает асфальтовую дорогу, и поворачивает на север, вниз, к «Фонтанной дороге».
В этом месте нам предстоит преодолеть участок в 5 километров, на котором нет асфальта. Мы поедем по грунтовке, идущей прямо через поле. Она может быть грязной, особенно после дождя, ранней весной или осенью. Зато, преодолев ее, мы попадем на тихую асфальтовую дорожку, ведущую вдоль водовода, питающего фонтаны Петергофа. Это природный заказник, поэтому на дороге нет движения. Это тем более удивительно, что северный край дорожки упирается в пяти миллионный мегаполис. Благодаря фонтанной дороге, мы будем избавлены от поездок вдоль напряженных трасс. Ради этого стоит немного прокатиться по не слишком чистой полевой дорожке.
Фонтанная дорога начинается от пруда, рядом с которым стоят остатки гидрологического поста (каменное здание слева от дороги). Общее назначение водной системы – сбор воды для питания фонтанов. Петергофские фонтаны работают непрерывно с весны до осени, а сам каскад – один из крупнейших в мире. Чтобы обеспечить фонтаны водой и была организована довольно сложная система водоводов, собирающих воду со склонов Ропшской возвышенности, богатой ключами. Сначала дорога идет вдоль канала, затем выходит на берега реки Шингарки. На отметке 25 км – Шингарский пруд. Удобное место для купания. У северной оконечности пруда шлюз. Можно пройти по нему пешком, и вы попадете в начало дорожки, ведущей вдоль нижней части водовода. Эта дорожка тоже перекрыта для транспорта, и ехать по ней легко и приятно.
На отметке 29.5 мы покидаем дорожку вдоль водовода, поворачиваем направо, затем на главную дорогу налево. Следуя по ней, доезжаем до вокзала Новый Петергоф.
На этом четвертый участок пути завершен.
Здесь у вокзала, вам надо принять решение, ехать ли по пятому участку Евровело-1, который полностью идет по огромному городу, где велодорожки только проектируются, или добраться до центра города на электропоезде. Электричек, которые привезут вас на Балтийский вокзал много, с велосипедами в них ездить разрешено (требуется покупка багажного билета). Время в пути – чуть более получаса.
В любом случае, собираетесь ли вы ехать на поезде, или своим ходом, надо обязательно посетить дворцы и парки Петергофа. Так как с велосипедами это сделать не удастся, то разумно остановиться в Петергофе в отеле.
Вот к примеру:
«Самсон» 198510, Россия, Петродворец, Санкт-петербургский, 44, Тел.: +7 (812) 320-2249,
«Университетская», 198504, Россия, Петродворец, Портовая, 19, Тел.: +7 (812) 421-4835
«Фрейлинский Дом» 198904, Россия, Петродворец, Ботаническая, 66/4, Тел.: +7 (812) 428-4936
«Петродворец» ул.Аврова, 2, г.Петродворец, г. Санкт-Петербург, 198510, Тел:+ 7 812 4275021