Довольно интересный маршрут, включающий в себя самые разноплановые достопримечательности. Это и суворовские крепости, и постройки Салпа-линии, и три интересных финских города - Хамина, Котка и Лаппеенранта.
Маршрут предполагает, что вы, остановившись в Хамине (в хостеле или кемпинге), съездите своим ходом на денек в Котку и вернетесь обратно, хотя это всего лишь вариант.
День 1. Выборг – Лаппеенранта, по
маршруту П1. 60 км.
День 2. Лаппеенранта – Хамина, 91 км.
Из Лаппеенранты на юг уходит шоссе 387. Шоссе есть шоссе, но трафик на нем невысокий, места красивые, холмистые, так что ехать будет приятно. Если у вас много времени, то можно посоветовать вместо 387 шоссе проехать по длинной дуге: Лаппенранта – Vainikkala (дорога 390), далее вдоль границы с Россией (местами ловятся российские GSM-операторы) до Ylämaa. Это удлинит маршрут на 25 км, зато дороги много интереснее, чем шоссе, а за Vainikkala (в поселке есть магазин и кафе) довольно протяженный участок грунта.
Так или иначе, но обе ветки маршрута встречаются в Ylämaa. В поселке можно посетить ювелирный центр, церковь, увидеть речку, бурную и порожистую в мае. Далее шоссе 387 ведет в поселок Hujakkala, за которым начинается довольно интересный, большей частью грунтовый участок пути. Поворачиваем на юго-запад и едем вдоль озера. Места просто изумительные. Дорога выводит к пограничной зоне, маркированной желтыми полосками на деревьях и стендами, в том числе на русском языке. Едем буквально в сотнях метров от российской границы. А в поселке Nurmela даже сооружена смотровая вышка. Можно бесплатно взглянуть в Россию. Скажем прямо, кроме «зеленого моря тайги», мало что видно. Во всяком случае, людей в шапках-ушанках, а также медведей с балалайками на территории загадочной восточной страны увидеть не удастся. На озере можно найти места для «дикой» стоянки или воспользоваться B&B Rajamaja (в бывших казармах пограничников в южной части восточного берега).
Вновь выезжаем на шоссе 387, по которому движемся буквально два километра до Muurikkala. Здесь перекресток, нам направо. У перекрестка - кафе, где можно поесть и поговорить с Россией по «Мегафону», который хорошо ловится с веранды. Кафе принадлежит нашему соотечественнику Вячеславу. Хорошо устроился, однако! 9 км от границы, менее 200 км от Питера. Небольшую группу Вячеслав может и разместить на ночлег.
Далее наш путь идет по грунтовке, которая выводит в Miehikkälä, где есть музей, описанный в маршруте М1. По тому же маршруту следуем по грунтовке, которая выводит нас на асфальтовую дорогу. Нам направо (на запад), в сторону Хамины и Paijärvi. Места довольно холмистые, дорога тихая, без особого трафика, но и без интересных мест.
Дорога вливается в шоссе 26 примерно в 13 км от Хамины. Это довольно напряженная трасса с существенным движением фур, которые идут из порта Котка в Россию на КПП Брусничное. Однако вскоре начинается велодорожка, которая приводит в Хамину, самый красивый город юго-востока Финляндии. См. Описание города.
В Хамине мы рекомендуем остановиться на ночлег в хостеле (см. список) в городской черте. Во-первых, это дает возможность вдоволь погулять по городку, во-вторых, в окрестностях Хамины хороших мест для стоянки найти не удастся. Здесь очень высокая плотность населения. Кроме того, советуем остановиться сразу на две ночи, чтобы на следующий день съездить в Котку.
Дорога до Котки не очень красива и не слишком приятна. По сути, за 20 км пути вы не выйдете за пределы населенной зоны. Путь лежит по дороге 170, которая раньше, до строительства трассы номер 7, была главной дорогой, ведущей в Россию. Собственно, проехать по ней следует лишь ради визита в Котку – крупный и довольно интересный город, в котором несколько крепостей, царская дача, и исторический центр, расположенный на острове. См. описание города. Возвращаться придется по этой же дороге.
Последний день получается «ударным», надо проехать без малого 100 км и успеть на электричку из Выборга. Конечно, можно немного сократить километраж, проехав по трассе, но куда приятнее выбрать дорогу вдоль моря (номер 3513), по которой проходит финский национальный веломаршрут 7. Этот участок является частью «Королевской дороги»». Дорога довольно живописная, хотя к самому морю не подходит. За Klamila слева на скалистом холме стоит смотровая вышка, так что «за морем» надо будет подняться на холм. В море видно множество островов. За Ravijoki рекомендуем свернуть к трассе 7, чтобы посмотреть бункер-музей. За поворотом сначала идет асфальт, а затем надо свернуть на безымянную грунтовку в северном направлении. Без карты этот маневр вряд ли удастся. От бункера до границы по маршруту П1.