Велопутводитель. Проект клуба ВелоПитер
ВелоПутеводитель
Главная Новости Веломаршруты, поиск Top10 Форум О проекте Стать автором Вход для авторов

Королевская дорога (восточная часть)
Дата написания: 12.06.2010
Код: "Г1". Длина маршрута: 205 км.
Регионы: Финляндия
Нитка маршрута: Выборг - Торфяновка - Хамина - Котка - Порвоо
Достопримечательности: ; Крепость Лависа; Музей Бункер

Описание:

Случилось так, что все самые интересные города Финляндии располагаются вдоль побережья. Вдоль берега моря также располагаются и другие интересные рукотворные достопримечательности. Связано это с тем, что берег Суоми осваивался шведами, которые строили города и укрепления в то время, когда финны еще своих городов не имели. С другой стороны, побережье было «транзитным» - прибрежные города вели бойкую торговлю и предоставляли услуги проходящим судам. Побережье было ареной войн, поэтому на нем располагались воинские гарнизоны, крепости, остатки которых и сегодня представляют интерес. Враждовавшие государства, Швеция и Россия, вкладывали деньги в строительство и, как следствие, в развитие региона.
Итак, если вы хотите увидеть много интересного из созданного руками человека – вам можно порекомендовать «Королевскую дорогу». С другой стороны, если вы хотите ночевать с палаткой вдали от людей или для вас больший интерес представляет природа, то вам лучше выбрать маршруты вокруг Саймы или на севере Финляндии. «Королевская дорога» идет по населенным местам, и при ее посещении для ночевок лучше использовать кемпинги, хостелы или гостиницы. «Королевская дорога» также используется финским национальным велосипедным маршрутом номер 7, соответствующие знаки стоят на всем ее протяжении.

Течет вода Кубань реки
Куда велят большевики…

Куда и откуда вела «Королевская дорога»? Сегодня туроператоры «проводят» «Королевскую дорогу» из Стокгольма в Петербург, несколько изменяя план королевы Кристины, которая в 1683 году подписала указ «О почтовой дороге по суше и по морю» для обеспечения регулярного почтового сообщения между Стокгольмом, Турку, Хельсинки, Выборгом через Аландские острова. Туроператорская версия не вполне точна, но зато романтична. Так и представляется курьер двора Его Императорского Величества, который скачет с пакетом в Стокгольм. Дорога обустраивалась из Турку в Выборг, и служила не столько для королей, сколько для связи между прибрежными городками, для нужд почты и сообщения между воинскими гарнизонами.

Выборг – Торфяновка (62) – Virojoki (72) - Хамина (100) – Котка (120) – Loviisa (165) – Porvoo (205) – (Хельсинки)

Легенда дня
Точка Км Примечание
Торфяновка 0 КПП
Vaalimaa 3 Справа «Шайба»: кафе, магазин
Virolahti 10
Отвилка на запад в каменоломню 12 На карте «Heponiemien louhos», около 1.5 км в одну сторону.
Наблюдательная вышка перед въездом в Klamila. 29 Хорошо видна справа от дороги, к ней ведет деревянная лестница
Памятник Klami и кирха 31
Хамина, центр 47
Опять дадим рекомендацию – подброситься до Торфяновки транспортом.
День 1. Торфяновка – Хамина 48 км.
Пройдя границу, и перекусив в кафе «Шайбы», двигаемся по велодорожке вдоль трассы 7 до поселка Виролахти, где поворачиваем на дорогу 3513, которая и числится «Королевской». Участок до Хамины довольно красив, машин мало. И есть на что посмотреть. Например, на каменоломню, где добывали камень для колонн Исаакиевского собора (указатель за выездом из Virojoki на Heponiemen Louhos). В принципе, местность мало чем отличается от остальных финских скальных массивов, но тут выставлен стенд с надписью, что именно отсюда в Питер возили камень. Удобно: море плещется рядом, а за морем - блистательная имперская столица.
Чуть дальше по дороге находится местный краеведческий музей, а в его дворе бесплатные туалеты. Каких-то особых достопримечательностей на дороге до Хамины нет. Разве что перед Klamila можно взглянуть на море с высоты если не птичьего полета, то смотровой вышки, и посетить бункер времен 2-ой мировой войны, расположенный в скальном массиве с левой стороны от дороги за 150 м. до смотровой вышки. А в самом поселке Klamila у дороги стоит церковь и памятник Klami. Незадолго до Хамины стандартный велосипедный маршрут сворачивает по указателю влево, к югу, и далее частично идет по грейдерной дороге. Особого смысла в повороте нет, разве что вы решили заночевать в кемпинге, который располагается в 2.5 км за поворотом. Рекомендуем проехать по дороге без поворотов прямо до въезда в Хамину. О достопримечательностях и услугах этого красивейшего на юго-востоке Финляндии города читайте в разделе «Города».

День 2-3. Хамина – Котка центр (23) – Pyhtää (38) - Strömfors (60) – Loviisa (79) – Porvoo (126)
Эти два дня объединены в один потому, что дают велотуристу много возможностей
Легенда дня
Точка Км Примечание
Хамина 0 Выезд по 170 дороге
Крепость Кюменлинна 18 Поворот в южном направлении и далее на указатель Лангикоски
Котка, центр 23 Выезд по велодорожке через Mussalo
Pyhtää 38
Pyttis кирха 50 Поворот на север у кирхи на Vastila (Kangas)
Поворот на запад на грунтовку 53
Мосты 55, 57й км
Strömfors 60 Музей, церковь, выезд на юг
Старинный мост и ГЭС 64
Lavisa, центр 79
85 Поворот на юг, в Pernaja
Pernaja, кирха 89
Porvoo центр 126
подобрать режим движения по свому усмотрению. Рассмотрим варианты: пройти за первый день 20-30 км от Хамины до Котки (или Pyhtää), а большую часть дня посвятить осмотру Котки, сплавать на форт «Элизабет» («Елизавета»), посетить ледокол «Тармо» и другие достопримечательности, описанные в разделе «Котка». Вариант 2 предусматривает ночевку в Лависе, что нормально подготовленному туристу, имеющему к тому же привычку выезжать ранним утром, позволит осмотреть и Котку, и музей в Strömforse, и еще и в Лавису прибыть не поздно. С другой стороны, город Porvoo настолько хорош, что, как бы ни были спланированы оба дня, в Porvoo лучше остановиться на ночлег, чтобы осталось больше времени для его осмотра.
Итак, выезжаем из Хамины в западном направлении по велодорожкам и далее дороге 170. Участок пути до Котки не слишком приятен, так как идет по сильно населенным местам. По сути, дорога не покидает городской черты сначала Хамины, затем Кархулы и далее Котки. Ничего удивительного: земли, которые лежат к востоку от Хамины – это окрестности страны, а к западу расположен более развитой центр. Через 18 км перед нами появится одна из главных достопримечательностей на пути - огромная крепость Кюменлинна, наверное, одна из самых больших в череде суворовских построек вдоль старой границы России и Швеции. От Кюменлинны имеет смысл заехать в Лангинкоски (есть указатель) на дачу Александра III, а затем отправиться в центр Котки. См. раздел «Котка».
От Котки до Пюхтяя дорога идет по населенной местности, а за ним вырывается на «оперативный простор» в леса и поля. Важно на выезде из Пюхтя свернуть на дорогу 170, а не остаться на шоссе. Указатели есть. Особенно интересные места начинаются за поселком Pyttis (у кирхи поворот на север по указателю на Vastila). Буквально через 3 км нужно уйти налево по указателю «Королевская дорога» на грунтовку, которая выведет к мостику через реку Кюми. Места здесь очень красивые, а при большом желании можно найти и место под палатку. Попрыгав по мостикам, дорожка выводит к музею - сталепрокатному заводу в Strömfors. Возможно, мысль посетить старинный сталепрокатный завод вам не кажется заманчивой. Однако это действительно достойное посещения место, так как здесь сохранились старинные постройки: водяная мельница, заводоуправление, дома, в которых жили рабочие, а также некоторые производственные здания, церковь… Невдалеке от старинных построек расположена и современная фабрика. Да, изменилось время. Нынешние постройки по стравнению со старинными, как бы без вкуса, без цвета, без запаха… Голая технология. Вряд ли современные здания сохранят в качестве музея.
Через 4 км в сторону трассы 7 есть неплохое место для отдыха на водохранилище. Здесь же стоит старинный мост. Купаться около ГЭС не рекомендуется – можно принять личное участие в выработке электроэнергии, а вот около моста довольно удобно и тихо.
От моста идут две дороги: на юг и на запад. Западный вариант более быстрый, но частично идет по загруженной дороге номер 7. Южный – идет по грунтам, большим крюком. Обе дороги сливаются в 6 км перед Лависой. В пользу южного говорит и наличие «Рыбного кафе-магазина» на берегу залива. Красивое место, разнообразная и вкусно приготовленная рыба, кофе. Любителям рыбы советуем не пропустить.
Лависа – город, основанный в 1745 году как шведское приграничное укрепление. При въезде встречает велотуриста крепостью из двух корпусов. Еще одно укрепление (Svartholma fortress) находится в 10 км от города на острове в заливе (можно добраться корабликом от морского музея). В центре - большая кирха недавней постройки, старинное здание ратуши на ратушной площади и одна симпатичная улочка, идущая от кирхи на юг. Если есть несколько минут, не поленитесь пройти по ней – увидите кварталы настоящего городка 19 века с одноэтажными зданиями, заборчиками и фонарями. На обратном пути можно пройти по набережной, зайти в Морской музей.

Велоремонт / велопрокат «F.T & Tarvike» Porvoonkatu 14, tel 531 530

Размещение

Holiday Center Tamminiemi Kapteenintie 1 tel. +358 (0)19 530 244 mobile +358 (0)50 536 3803 www.tamminiemi.fi

Helgas Guest House Sibeliusenkatu 6 tel. +358 (0)19 531 576

Выезд из Лависы по дороге 170, вернее по велодорожке, идущей вдоль нее. Чем ближе к центру страны, тем более загружена эта дорога, несмотря на параллельно идущий хайвей. Отсутствие особых красот на дороге компенсируется старинным Порвоо, где есть на что посмотреть (см. «Описание города»).
В принципе, неплоха идея остановиться в Порвоо на пару дней, в один из которых съездить на автобусе в Хельсинки. Плюсами является то, что:
• Путешествие в одну сторону на автобусе займет менее часа;
• Хостел Порвоо - очень удачное место ночевки (тихо, недорого, напротив недорогой бассейн и сауна). В Хельсинки ночевать получается либо заметно дороже, либо хуже;
• Дорога от Порвоо до Хельсинки особого интереса для велосипедиста не представляет. Возможно, удобнее будет в Порвоо развернуться и проехать обратно до границы с Россией, но другим путем. Например, поехать на Askola, затем на Lappinjarvi, Elimaki, Likkala и далее на Лаппеенранту по маршруту «Все крепости юго-восточной Финляндии» (М3). Однако «Королевская дорога» идет еще до Турку!

На пути из Лависы можно порекомендовать сделать небольшую петлю, буквально на 4 км и заехать в Pernaja по дороге 1581. Петля, кстати, совпадает с расположением Королевской дороги. В Pernaja есть большая кирха, памятник Агриколе.

День 4. Порвоо – Хельсинки-центр. 55 км
Легенда дня
Точка Км Примечание
Порвоо, хостел 0
Мост через Pjrvoonjoki 2 Двигаемся по главной улице
Поворот на 170-ую дорогу 3,5
Проезд над автострадой 10
Kullo 17 Кирха, кафе
Soderkulla 25 Начало велодорожки. В поселке магазин
Въезд в Хельсинки 39 Поворот налево по указателю на второстепенную дорожку, которая через 1.5 км превратится в велодорожку
Кемпинг Rastila 45
Хельсинки центр 55
Выезжаем по дороге 1543 от хостела Порвоо. Затем через 7 км - поворот направо на дорогу 1541, и через 3 км выходим на 170-ую дорогу. Указатели везде есть. Но если вы опасаетесь заблудиться – выезжайте по привычной 170- ой дороге. Только будьте бдительны: в Порвоо указатель «Хельсинки» указывает путь на автостраду. Вам же нужен указатель на Kullo или табличка с номером 170. Выезд из центра Порвоо по улице Маннергейма (главная улица города) и в километре за мостом через реку поворот. Далее без всяких хитростей надо ехать по 170 дороге, потом, от Soderkulla, по велодорожке вдоль нее до самого Хельсинки. На нашу удачу, наиболее популярный в столице Суоми кемпинг Rastila находится как раз рядом с местом, где мы въезжаем в Хельсинки. Есть указатели. Кемпинг расположен буквально в 1 км к югу от любимой дороги 170 и в 200 метрах от велодорожки, на которую вам предложат съехать при въезде в город.
Маршрут для начинающих байкеров
Автор: Гуревич Илья
Об авторе >>>>
Маршруты автора >>>>
Написать автору >>>
Проекты автора:
"ВелоПитер"
Треки:
    Ссылки автора по теме:
    Фото:

    ледокол Тармо в Котке

    Лависа

    Порвоо
    Голосов: 0, ср. оценка: 0     
    Коментарии пользователей: Оставить коментраий:
    2010-11-07 20:08:12, WARMEN
    "Каких-то особых достопримечательностей на дороге до Хамины нет. Разве что перед Klamila можно взглянуть на море с высоты если не птичьего полета, то смотровой вышки, и посетить бункер времен 2-ой мировой войны, расположенный в скальном массиве с левой стороны от дороги за 150 м. до смотровой вышки." (с)

    Я считаю достопримечательности очень особенными. Таких на пути мало.

    Бункер расположен не за 150 метров, а километра за 4 до смотровой вышки.

    Ваше имя *:
    e-mail (не будет доступен роботам)

    Код на картинке умножьте на десять!
    Введите результат!



    Ваши замечания *:
    Ссылка (если нужно) - с http:// :
    Название ссылки (если нужно):



    Copyright © 2007 — 2017
    Главный редактор - Илья Гуревич
    Дизайнер, вебмастер - Правенькая Елена
    РОССИЙСКИЙ САЙТ О ВЕЛОСИПЕДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ И ВЕЛОТУРАХ velotur.ru ActivEInfo - снаряжение для туризма ВелоПитер
    Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100