Велопутводитель. Проект клуба ВелоПитер
ВелоПутеводитель
Главная Новости Веломаршруты, поиск Top10 Форум О проекте Стать автором Вход для авторов

Западная часть Королевской дороги и регион Ханко
Дата написания: 13.06.2010
Код: "Г2". Длина маршрута: 238 км.
Регионы: Финляндия
Нитка маршрута: Helsinki - Inkoo - Hanko - Salo - Turku
Достопримечательности: ; Замок Разеборг; Музей Igor Degerby ; Советская Военная база (остатки) Porkkala,Замок Турку

Описание:

Как известно, «Королевская дорога» вела не в Хельсинки, а в Турку. Поэтому маршрут Г1 может не прерываться в сегодняшней столице, а продолжаться далее на запад. Почему мы разбиваем весь маршрут на две части? Потому, что юго-запад Финляндии - регион, достойный визита. Что такое юго-западная Финляндия? Это место, бывшее шведской колонией более чем 700 лет. В этих краях, буквально в полутора сутках пути на парусном судне от Стокгольма, шведы чувствовали себя не «как дома», а именно «дома». Соответственно, строили замки, дворцы, города, которых не создавали финны. Едешь по этим краям, а вокруг – натурально Швеция. Так интересно: одна страна – две культуры.

День 1. Хельсинки, центр – Espoo (16) – Masala (30) – Degerby (53) – Inkoo (64)
Выезд из Хельсинки - дело не самое приятное, несмотря на проложенную из самого центра, с торговой площади велодорожку национального веломаршрута номер 1. По ней и следует выезжать из города. Велодорожка идет по набережным, подходит к морю, прыгает по мостам, но не выходит за пределы населенной зоны. Такой режим движения продолжается и в Эспоо, формально независимом, но фактически превратившемся в часть Хельсинки, городе. Из достопримечательностей Эспоо отметим магазин Biltema , расположенный к северу от дороги в паре километров от выезда из города. Большая синяя вывеска хорошо видна с дороги. В магазине большой выбор недорогих, и, как следствие, «некрутых» велосипедных запчастей и аксессуаров.
Любопытен проезд у моста через узкий залив Ostolahti Björnviken, что на дороге 51. Но чтобы преодолеть расстояние в 500 метров, вам надо либо в нарушение всех правил выехать на автостраду, либо проехать по велодорожкам в объезд. Получится… 6,5 км! Выезд из «Большого Хельсинки» завершается на мосту через пролив Bastvik. Некогда здесь проходила граница советской военной базы Порккала. К югу от дороги есть монумент.
Чуть более двух километров по дороге - и направо, в сторону Masala уходит велодорожка. Еще через 3 км вы проедете под автострадой и за железной дорогой повернете налево. Всё, сложности выезда из большого города закончились, теперь мы вновь на «Королевской дороге», которая ведет нас на запад, вплоть до самого Турку.
По дороге нам попадутся кирхи в Дегерби и Инко. В местечке Торп, что в паре километрах к северо-западу от Инго, есть музей военной истории. Музей маленький и не обозначенный на местности. Но в нем собрана небольшая коллекция военной техники, которую видно с дороги. Музей находится метрах в 300 -500 за пересечением с 51ой трассой.
Если вы любитель военной истории, то в описываемом районе вам есть на что посмотреть. Кстати, большинство путеводителей об этом умалчивают. Дело в том, что с 1944 по 1956 год большая территория, принадлежащая нескольким коммунам Финляндии, была арендована СССР для строительства военно-морской базы. Называлась она «Порккала». База существовала для полного перекрытия самого узкого места Финского залива. С одной стороны был советский эстонский берег, с другой - ВМБ Порккала. Территория базы начиналась сразу за мостом через реку в Эспоо, и тянулась за поселок Degerby. Можете представить, как приятно было финнам чувствовать присутствие чужой армии на окраине своей столицы. Следов советского присутствия не много, но они есть.
• «Музей арендованной территории». Дегерби. Igor Degerby. В музее рассказано, почему на финской земле птицы поют, а на арендованной – нет. Почему в Финляндии змей мало, а на арендованной территории, что ни шаг – змея. Много и других не менее правдивых историй можно узнать в музее.
• Арка ворот, ведших на аэродром. Деревня Пиккала, с юга от трассы 51 будет дорожка в поселок, надо свернуть на восток по первому же проселку.
• Схема расположения западной пограничной заставы, бункер. Справа от трассы 51, примерно в 4х км за Дегерби.
• Мост в Sevals. Деревянный мост как мост, но финны чтут его как памятник истории, ибо сами они такого типа мостов не строили. Им не требовалось, чтобы деревянная переправа выдерживала проезжающие танки. Находится в 2х км к западу от Бископсболе (Biskopsböle).
• Кладбище советских солдат и мирных жителей, умерших во время прохождения службы в Порккала. Находится с северо-запада от дороги 1191 у озера. Кладбище не обозначено, его можно найти по значку «Р» - стоянка. Кладбище, прямо скажем, молодежное. Что заставляло умирать 18-25 летних людей в мирное время?
А основная база ВМФ была много южнее, в самой Порккала, в удобных заливах. Часть базы до сих пор закрыта для посещения, вероятно, теперь там финские ВМС. Но места на полуострове красивые – леса, камни…

День 2. Inkoo – Fagervik (9) – Raseborg (21) – Tammisaari (34) – Lappvik (49) – Hanko (70)
Очень красивый и насыщенный разнообразными достопримечательностями день. В 9 км от Инкоо въезжаем в Фагервик – небольшое старинное шведское поселение с кирхой, дворцом и музейным поселком. Все три объекта чрезвычайно интересны. Деревянная кирха и колокольня стоят на сделанном из валунов фундаменте. Колокольня крыта тесом, а кирха – уже современными материалами.
Чуть поодаль стоит дворец. Частная собственность, однако. Хорошо иметь домик в деревне, на берегу довольно большого озера, особенно если он трехэтажный, каменный, с несколькими постройками для хозяйственных нужд и прислуги и полем для гольфа. Во время написания данного путеводителя я случайно вторгся в это владение. Потерял бдительность в открытом и не любящем заборы финском окружении. За это на меня были спущены «сторожевые» карликовые таксы, а когда я не понял их лая на шведском языке, то хозяйка лично прогнала меня криком «Private property». Так что рекомендуем осматривать дворец издалека. Своим существованием поместье обязано металлическому заводу (есть музей).
Если предыдущий дворец частный, то следующий, замок Разеборг, открыт для посещения. Разеборг – одна из самых значительных достопримечательностей Финляндии. На дороге мимо него довольно легко промахнуться, на него даже нет указателей. И, правда, зачем указатели, раз замок все и так знают. Итак, «Королевская дорога», которая в этих краях имеет номер 1050, пройдет мимо кирхи. До кирхи есть перекрестки, даже два. Но вам надо быть стойкими и не повернуть ни на Snappertuna, ни на дорогу 1102. И тогда за кирхой, примерно в километре, посреди леса откроется вам замок Разеборг. Замок имеет статус музея, вход платный. В «не сезон» касса не работает.
Замок построили в последней трети 14 века, то есть очень давно. С чего бы замок построили в такой глуши? Говорят, место было удачным для базы, контролирующей навигацию в Финском заливе. Однако в этом случае логичней было бы построить замок на берегу. Замок был локальной столицей региона до 1528 года, когда его признали не соответствующим требованиям противопушечной обороны (в 1370-ых годах, когда его строили, такой проблемы не было). Администрация переехала в Экенас (Таммисаари), а замок оказался заброшен. И это пошло ему на пользу, так как восстановили замок в первозданном виде, в то время как большинство других построек доходят до нас в перестроенном образе.
Как выглядит Разеборг? Массивная скала, поднимающаяся из земли, а на ней возведены стены и башни с бойницами. Все из серого камня. Напрягите воображение: археологи утверждают, что раньше скала поднималась не из зеленого луга, а прямо из озера!
Дальнейший путь лежит в Таммисаари. Этот центр местной цивилизации живописно расположен на полуострове, с трех сторон омываемом водами Финского залива. В Таммисаари хорошо ночевать (есть хостелы и кемпинг, см. список), обедать – есть кафе. К осмотру можно порекомендовать исторический центр (весьма маленький). Наш маршрут идет дальше в Ханко.
Веломастерская: Ingmars Verkstad +358(0)19-2416191
За Таммисаари пейзаж неуловимо меняется. Вроде те же сосны и камни, но уже чувствуется, что мы в самом теплом и южном регионе страны. Велосипедистам рекомендовано держаться национального маршрута 25, который идет по второстепенным дорогам. В то время как трасса 25 отдается для машин. Однако она довольно широка и не особо сильно нагружена.
У местечка Haparskog проходила оборонительная линия. Да, опять оборонительная линия, и опять от нас. Она была построена в 1940-1941 годах для предотвращения возможной атаки советских войск, расположившихся на арендованном полуострове Ханко, где располагалась военно-морская база. Увидеть здесь можно стелу-памятник, а также доты, вырубленные в скалах траншеи, противотанковые линии из гранитных валунов. Кстати, замечательные места, чтобы постоять с палаткой.
Еще дальше на юг, на траверсе местечка Lappohja, справа от дороги 25 располагается «фронтовой музей». В экспозиции орудия, одно из них просто чудовищного размера. Далее рекомендуем добраться до Ханко, например, по трассе 25 (вернее, по веломаршруту вдоль нее), а вернуться по более романтической дороге, идущей вдоль юго-восточного берега полуострова.
Сам Ханко – курортный и портовый город. В нем много парков, в которых часто встречаются знаки «палатки не ставить». Видать, желающих много. И, правда, отчего не поставить палатку на газоне рядом с морем, в тени огромного гранитного валуна? А вот нельзя. Зато можно уплыть из Ханко в какую-нибудь далекую страну на торговом судне. Это кстати, традиция. Ханко получил развитие как экспортный порт, через который, в том числе, уплывали в Америку финны в конце 19 - начале 20 века. Страна потеряла до 10% населения. В городе стоит памятник эмигрантам – лебеди, улетающие вдаль. Впрочем, эмигранты не улетали, а уплывали, причем не в лучших условиях - на судах, груженных маслом, основой тогдашнего экспорта Суоми.
В Ханко приятно принять участие в морской прогулке, например, к местечку Pike’s Gut. Это некий памятник древним хулиганам, которые в ожидании попутного ветра расписывали укрывавшие их скалы различными росписями, типа «здесь был купец Karlsson». Некоторые надписи датированы 16 веком.
От времен советской аренды мало что осталось. Пара береговых укреплений, да кладбище погибших солдат (2 км от города по дороге в Täktom).
Если вы не планируете остановиться в Ханко в кемпинге или B&B, то палатку лучше ставить на северном, менее заселенном берегу полуострова к востоку от кемпинга Silversand. Или в районе Tvärminne.
Веломастерская: HMG-Seikkailu, +358(0)19-2482900
На обратном пути, чтобы не кататься дважды по одной и той же дороге, рекомендуем от Таммисаари поехать на Похью (Pohja). К северу от городка располагается поселок Фискарс (Fiskars). Совпадение с известной маркой топоров не является случайным. В Фискарс действительно аж с 17 века был крупный железообрабатывающий завод. Что нужно было в те годы для стального производства? Источник энергии (река), лес для печей, руда, люди и хорошие пути сообщения. Многое из этого наличествовало в Фискарсе. Сегодня пустующие старинные цеха отданы под музеи (а здесь, кстати, собрали первую в Финляндии паровую машину). Старинные дома рабочих заселили художники, скульпторы и прочий творческий люд. Получился замечательный музейный поселок, достойный визита.
Велосипедистам должен понравиться и холмистый рельеф в окрестностях Фискарса.

«Ветка» до Турку Г2*. Tammisaari – Tenhola (16) – Ylönkylä (39) – Kimito (Kеmiö) (53) – Sauvo (83) – Piikkiö (98) – Kaarina (106) – Turku (118).

Район у Турку очень обжитой, и самый теплый в Финляндии, что способствует сельскому хозяйству. Поэтому, значительная часть пути идет через поля. Маршрут можно разбить на два дня, с промежуточной ночевкой в кемпинге Kemio, который расположен в 12 км за Kеmito на настоящем фьорде!
Из Таммисаари дорога с номером 1001 ведет вас в Krokby, где вам надо будет свернуть на грунтовую дорогу, по которой проходит национальный финский веломаршрут номер 1. В Tenhola (при въезде вы увидите кирху 14 века, одну из старейших в стране, также в поселке есть магазин и кафе) мы встретимся с Королевской дорогой. Да-да! Мы съехали с нее, чтобы побывать у Разеборга и в Таммисаари, а теперь вновь ее встречаем. Правда, ненадолго. Сразу за рекой Kiskonjoki, мы вновь съезжаем с нее в западном направлении на дорогу, которая ведет в Nurkkila и Ylönkylä. Пейзаж – сплошные поля. Зато перед Kеmiö по красивому мосту мы пересечем фьорд (местечко Strömma).
Kеmiö – самый большой населенный пункт на пути до пригородов Турку. Здесь есть все необходимое путешественнику: кафе, магазины, информационный пункт, церковь и даже (не дай Бог) кладбище. Путь продолжается по дороге 181 до поворота на Rantola, который позволяет нам проехать до Sauvo по менее загруженной дороге. А вот за Sauvo – знакомая нам дорога 181 становится уже довольно напряженной. Доезжаем до трассы 110 (ныне она не сильно загружена, так как рядом построена автострада) и поворачиваем налево в Турку. По дороге нам попадется Viksberg, где у дороги можно осмотреть церковь, а последнее хорошее место для купания перед Турку располагается в Каарине, примерно в километре к югу от перекрестка дорог 110 и 180.
Далее дорога 110 приведет вас в самый центр Турку, пройдя через многокилометровые пригороды, однако от Piikkio можно проехать по велодорожкам, что делает поездку менее неприятной.
Маршрут для начинающих байкеров
Автор: Гуревич Илья
Об авторе >>>>
Маршруты автора >>>>
Написать автору >>>
Проекты автора:
"ВелоПитер"
Треки:
    Ссылки автора по теме:
    Фото:

    Замок Разеборг

    Фискарс. Пейзаж с паровозом

    Fagervik
    Голосов: 0, ср. оценка: 0     
    Коментарии пользователей: Оставить коментраий:

    Ваше имя *:
    e-mail (не будет доступен роботам)

    Код на картинке умножьте на десять!
    Введите результат!



    Ваши замечания *:
    Ссылка (если нужно) - с http:// :
    Название ссылки (если нужно):



    Copyright © 2007 — 2017
    Главный редактор - Илья Гуревич
    Дизайнер, вебмастер - Правенькая Елена
    РОССИЙСКИЙ САЙТ О ВЕЛОСИПЕДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ И ВЕЛОТУРАХ velotur.ru ActivEInfo - снаряжение для туризма ВелоПитер
    Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100