В Зеленогорск из Питера, минуя шоссе.
Когда я был на 20 лет моложе, я любил ездить в Зеленогорск по Приморскому шоссе. Это было довольно приятно, особенно осенью, когда стоящие вдоль этой дороги клены и дубы были уже желтыми, а сосны и ели – зелеными. Красиво было. Сейчас не хуже, но есть нюанс: на шоссе стал сильный трафик. Удовольствие от созерцания красот, увы, не то. Посему решил я просмотреть вариант поездки в Зеленогорск от парка «Трехсотлетия Петербурга», да таким образом, чтобы на шоссе не попадать. В целом, мне это удалось. Получился красивый маршрут, которой пролегает как по тихим дорожкам, так и по велодорожке вдоль Приморского шоссе, а в нескольких местах мы просто едем по прибойной полосе.
Это уже совсем романтично: слева море, пустынный пляж, редкие прохожие. К слову: не стоит ездить этим маршрутом в разгар купального сезона. Тут будет не до велосипедов. Например, трек этого маршрута был снят 10 октября, пляжи были пустынными, вполне проезжаемыми для велосипеда.
Маршрут начинается у центрального входа в Парк Трехсотлетия. Наш трек ведет именно оттуда. Двигаемся по Приморскому проспекту, и не выезжая на шоссе, двигаемся по грунтовому тротуару-велодорожке, которая идет вдоль шоссе с левой стороны. Это начало известной велодорожки, которая по планам КБДХ, должна будет дойти до поселка Ушково. Но и то, что есть сегодня, вполне годится для езды. Единственное, что есть неприятные моменты, когда велодорожка «съедается» либо остановкой транспорта, либо въездами-выездами с АЗС. Тогда надо аккуратно объезжать эти рукотворные препятствия, стараясь не выехать ни на встречную обочину, ни, тем более, собственно на встречку. Иногда для преодоления таких преград приходится спешиваться.
В Лахте , в точке 274 Трека (5.2 км от начала пути) мы сворачиваем с велодорожки и уезжаем в лес. Грохот трассы нас оставляет, и мы оказываемся «на природе». Как сказал поэт: «Природы северной на лоне, Режима строгого на зоне». Так, о чем это я? А вот: двигаемся по прекрасному лесу до моря. Можно заехать в точку обозначенную «Пляж», но большого смысла в этом нет, так как это первый пляж на нашем пути, но далеко не последний! Тем не менее, песок, камыши – типичный Финский залив.
Вскоре начинается красивый участок. Сосновые и смешанные леса, прекрасные виды на заросшее камышом море. Дорожка довольно плотная. В одном месте стоят столбы, перегораживающие ее от транзитного автомобильного транспорта. Машин, значит, на ней практически нет. Но есть другая проблема – кое где попадаются песчаные участки, по которым бывает чуть сложно ехать. То ли еще будет! На треке обозначены две точки: «Два Дуба» и «Инфо» - это места, где прямо как в Европе, стоят информационные стенды о данной местности, где организован природный заказник!
Ближе к Лисьему носу переезжаем, вернее, переносим велосипеды через канаву, которая опять же не дает автомобилям тут ездить. Приятно. Черт возьми!
11,9 км – въезжаем в Лисий нос. Через этот поселок мы поедем пару километров, но впечатления сохраним, если не на всю жизнь, то, по крайней мере, до Сестрорецка. Какие здесь строят дворцы. Какие здания стоят! На некоторые смотришь, и понять не можешь: это дом где живет одна семья, или может быть это монастырь на 500 монахов? Может быть это торговый комплекс? Ну, зачем человеку жилище, на взгляд, три тысячи квадратных метров? Хотя, если так прикинуть: свой бассейн нужен? Спортзал? Сауна? Зимний сад? Этаж для прислуги: повар, садовник, дворник, горничная, шофер. Хм.. все эти люди могут, пожалуй, жить и в своем доме. А вот охрана, конечно, должна быть неподалеку. Значит домик для охраны с ДОТами и арсеналом.. Рядом стоят простые домики обычных граждан, получивших их от дедов. Страна контрастов. Комментарий к треку: В Лисьем носу трек сворачивает с Деловой улицы на параллельную Морскую. Вообще удобнее ехать прямо на переезд именно по Деловой. Во время записи трека она просто была перекрыта на ремонт.
Переезжаем через железнодорожную ветку, и выезжаем за пределы Лисьего носа. Замечу: магазины на нашем пути встретятся только в Сестрорецке.
В Горской нам предстоит проехать по размеченной велодорожке под КАД. Это, конечно, смешно. Стоит знак «Начало велодорожки». Идет некоторое время, и далее, в месте пересечения с дорогой, висит знак «движение на велосипеде запрещено». Имеется ввиду, что велосипедист должен слезть с велосипеда и идти пешком по дороге. Зачем? В правилах и так черным по белому написано, что в местах пересечения велосипедной дорожки с автодорогой, велосипедист должен уступить. Чего еще выдумывают?
В Горской после развязки есть довольно неприятные места, как раз из серии, где велодорожку съедает автобусная остановка. Причем в одном месте, эту остановку не объехать с безопасной стороны (дальше от дороги) там, как бы, забор. Зато мы сворачиваем с трассы на первую же улицу, и вновь едем к морю. Будьте бдительны: один из поворотов (с Большой Купальной улицы на Приморскую улицу) весьма не очевиден, и начинается переходом через канаву. Ну, нам только на руку – канава не дает автомашинам ездить. И все-таки, в Александровской нам приходится вернуться на велодорожку, идущую вдоль шоссе. Впрочем, ехать по ней вполне удобно, и едем по ней до самого Сестрорецка, откуда самое интересное и начнется.
В Сестрорецке есть магазины, и вокзал (25.5 км от парка), откуда можно уехать, если что. Ориентир: за рекой Сестрой, трек наш поворачивает на Дубковское шоссе, налево, к морю. На вокзал направо.
От Сестрорецка до Солнечного наша задача проехать берегом моря. Начинается береговая дорожка из парка Дубки, который занимает вдающийся в залив мыс. Красивое место. Далее дорожка идет вдоль моря, и там, где подходит к железнодорожной ветке, превращается в тропу. Вернее, дорога поворачивает под острым углом, а прямо идет нужная нам тропа. На нашем пути встречается пешеходный мост через протоку, территория Сестрорецкого санатория с променадом-набережной, по которой приятно проехать на велосипеде не мешая отдыхающим. Наконец, за Санаторием приходит время езды (точка 276) прямо по береговой полосе, по кромке прибоя.
Ехать по прибою и трудно и приятно. Но главное – очень романтично. Ехать нам порядка 3.5 км. В точке на треке «Камни» мы сворачиваем от берега. На самом деле, лучше проехать еще по берегу моря 250 метров и свернуть там на грунтовую дорожку, ведущую к шоссе. Тогда вы объедете территорию очередного санатория, куда ведет трек, и где стоят недружественные надписи «сквозного прохода нет». Можно ли продолжить движение вдоль моря? Можно, но берег становится более каменистым, ехать по нему будет труднее.
Вновь выезжаем на велодорожку, ведущую вдоль шоссе, и едем до самого Зеленогорска. Из достопримечательностей дороги отметим две: кое-где дорога выходит к самому морю, и это, конечно, очень красиво. Вторая достопримечательность – современные рестораны и дворцы малопонятного назначения. Едешь по этой дороге, и пытаешься вспомнить, встречалось ли где в Европе, такое? Нет, я не видел. Чтобы дворцы строили оптом, этого я не видел нигде. В точке «Пенаты» находится музей. Можно посетить родину выражения «Родные Пенаты».
Финиш трека в Зеленогорске на вокзале. Длина маршрута 50,5 км, однако, учитывайте, что километр по прибойной полосе, как пять по асфальту.
В Зеленогорске интересны Храм Казанской Божьей матери, Старая Кирха, своеобразная и симпатичная городская скульптура.
Поддержка проекта: Прокат велосипедов в магазине
www.velodrive.ru