Ледяное ожерелье Савонлинны
Савонлинна располагается посредине огромной водной системы, занимающей добрую четверть Финляндии. Местность очень красивая: озера, бесчисленные острова, полуострова, рассеченные глубокими заливами. Как жить в этих краях, когда с одного берега озера на другой, расположенный (если считать по прямой) в пяти километрах, приходится ехать кругом, проезжая многие и многие десятки? Ну, летом, понятно, люди как то мыкаются, а зимой здесь ставятся несколько интересных зимников, которые соединяются вместе в «Ледяное ожерелье Савонлинны». Состоит «ожерелье» из двух петель: большой, длиной порядка 90 километров, и малой, вдвое короче. Маршрут изумительно красив, так как зимники (которые зимой чистят) идут по озерам, мимо островов. Иногда зимник пересекает какой-нибудь островок, заходя на него, буквально, на 500 метров. Кругом сосновые леса, скалы. Причем, отмечу, что по зимникам, обычно, ездят именно зимой, благодаря чему, можно видеть на скалах ледопады. Это очень красиво. В зависимости от суровости зимы, зимники ставятся в середине или в конце января, и действуют по март.
Кроме зимников в этих краях есть еще более замечательный объект для зимнего катания на велосипеде, это трасса для коньков, пересекающая озеро Haukivesi поперек. http://www.veloguide.ru/path_full.php?id_path=113
Но, обо всем по порядку.
Маршрут наш начинается в Савонлинне, в центре, у пересечения улиц Olavinkatu и Puistokatu, у городского туристского информационного центра. От этого места дается сегодняшний километраж.
Выезжаем из города в западном направлении по главной Olavinkatu до улицы Pihlajaniementie. Будет указатель на кемпинг Vuohimaki и остров Kesamonsaari. Едем по этой улице. Будьте бдительны в начале пути! Главная дорога петляет, проходит перекрестки с круговым движением. Не сбейтесь на какую-нибудь хорошую, но второстепенную, и ведущую не туда, куда надо, дорогу. Трека к этому маршруту пока нет.
Двигаемся по живописной дороге Pihlajaniementie (в Финляндии не только улицы городов, но и загородные дороги имеют свои имена) до конца до отметки 13.5 километров, пока все не кончается. Что все? Дорога, земля, лес. В этом месте ходит паром, который поддерживают практически круглый год. Но восточнее парома накатан первый зимник. Зимники, кстати, чистят тракторами, и обсаживают соснами. Да! Именно так. Я не уверен, конечно, что сосны хорошо приживаются, но каждые 200 – 300 метров изо льда торчит дерево. Буде на озере туман или метель, можно двигаться по вешкам.
Первый зимник короткий, всего один километр (если быть честнее, то даже меньше), и наименее живописный из всех. Мы еще не покинули цивилизацию, и это как-то ощущается.
14.3 наша нога ступает на берег острова Kesamonsaari. От пристани берем левее (дорога направо идет в тупик). Эта дорога называется Kesamonsaarentie, и мы едем по ней всего 2.8 км, успевая за это время пересечь покрытый сосновым лесом остров. 17.1 начинается большой зимник!
Велосипеды выходят на оперативный простор. Едем по озеру, вдали видны острова. Красиво. 18.1 – перекресток! И не просто перекресток дорог посреди озера, но и с указателями! Налево пойдешь, приедешь на остров Kokonsaari. С него ставят зимник на Laukansaari, и тогда вокруг Савонлинны можно делать и маленький ледовый круг. Но часто его «забывают» чистить, или чистят позже всех.
Наш путь правее. 23.8. После пересечение красивого плеса, где чувствуешь себя свободным как птица, прибываем на остров Ahvionsaari. Это крупный остров, один из самых крупных на нашем пути, и мы проедем по нему 6.1 километр. От высадки на остров сразу налево по «улице» Ahvionsaarentie до отметки 25.7 км, где на Т-образном перекрестке едем налево до пристани. Да, опять пристань. Но парома – нет! Ледовая дорога. Короткая, всего 600 метров, но довольно живописная. 29.0 высаживаемся на материк. Нам предстоит проехать 9 километров по «трассе». Под льдом и снегом не понятно, но вроде как, дорога грунтовая, не смотря на громкий номер 4401. Едем до перекрестка с «улицей» Pietolansaarentie (37.8). Самый интересный участок пути начинается!
Дорога спускается к озеру, и мы вновь на льду. 3.5 км мы едем объезжая небольшие острова до относительно крупного куска земли Pietolansaari. 41,2 – мы на земле. Поднимаемся вверх до нескольких домиков, и поворачиваем на юго-восток по той же самоей Pietolansaarentie. Ее конец фантастически красив. Дорога идет по насыпанным дамбам с островка на островок, и островки эти, бывают размером всего несколько сотен квадратных метров. Маленькие, но гордые: со скалами и соснами.
Ледовый участок всего 800 метров, и мы на Saukonsaari. Вспоминается песня: «С боем взяли город Брянск, город весь прошли! На последней улице название прочли. А название простое, право слово боевое, Минская улица! По городу ведет!». Так и у нас на островах. Имена улиц указывают направления. Едем по Taipaleenrantatie. Внимание! Это не главная дорога. Главная поворачивает на юго-восток. А мы едем по указателю Savonlinna. Развилка – метров 250-300 с момента как мы ступили на сушу.
Теперь под нами самый красивый зимник из всех. Сначала он идет, огибая островки, к острову Kongonsaari, но, через 3.5 км, развилка. Направо – на остров, а наш зимник, на Савонлинну, идет левее. 52.5 выходим на твердь земную. Опять не на долго, но зато как! Дорога идет прямо по узкому хребту, по его вершине. Справа и слева крутые склоны, отличная видимость. 54.8 развилка, нам налево, 55.3 дорога подводит нас к берегу! Еще один зимник, и опять очень красивый. В этот раз у нас новые аттракционы. Зимник этот пересекает островки, прямо не гнушаясь их полным пересечением. Не то, чтобы обойти через проливы! Нет, прямо через сушу. Несколько сот метров вверх-вниз, и опять на воду. На втором пересекаемом острове построена Лааву (укрытие для ночевки в «полевых» условиях). Хорошее, красивое место. На берегу. Видимо, хорошо продувается, комаров не будет.
58.8 очередной большой островок, который мы пересекаем (600 метров пути) и выходим на последний зимник. 1300 метров, и мы на «коренном берегу». Тут все просто: едем по главной Ikoinniementie, колеблясь вместе «с генеральной линией партии». 68.2 перекресток, нам налево, еще метров 500 и по правую сторону будет центр цивилизации в виде спортивного центра с некоторыми излишествами в виде столовой, гостиницы, бара и бассейна. Сауна тоже есть. Называется Tanhuvaara. www.tanhuvaara.fi
Тяжело проехать это место без остановки. Для волевых и целеустремленных продолжим описание. Едем по главной до Савонлинны. Дорога становится уже скучноватой, появляется движение. Ну, хорошего понемногу. 82.2 км – прибываем в ту же точку, откуда начали свой путь.
Еще один нюанс. На прилагаемой схеме красным цветом обозначены зимники, по которым автор успешно проехал. Они образуют большое Ледовое кольцо. Зеленым цветом обозначены зимники, которые составляют Малое ледовое кольцо. Однако с последним кольцом – проблема. Синим обозначен зимник, который в году 2011 был частично не расчищен, хоть и поставлен. Что это значит? Что на зимнике было 5-7 см снега. В принципе ехать можно, но сложновато. Вывод такой: зимник чистят, но как-то не регулярно. В последнюю очередь. Видимо после снегопада он может быть завален снегом сильнее, чем иные.
Укажем точку поворота на Малое кольцо: это отметка 75.2, совсем недалеко от въезда в Савонлинну. «Улица» называется Rantakaartilantie. Дорога спускается к озеру, и выходит на его берег через 2.6 км. Что видим на берегу? Угадали – зимник! Сначала он идет по живописной бухте, затем выходит на плес и держит направление на остров Iso-Kankainen (2.9 км), цинично его пересекает (а я то думал раньше, откуда на островах бывают дороги, идущие от воды до воды?), и через 300 метров опять на лед. На землю Laukansaari мы ступаем через 4 км от Iso-Kankanena. Здесь не надо блуждать: едем вглубь острова 200 метров, и далее поворот на юг и за ним по указателю «Marjosaari 3» на запад. Этот зимник (тот самый что плохо чистят) тоже очень красив, так как идет через шхеры и острова. Выходит на Kokonsaari в очень красивом месте. Холм, узкая плоская полоса, по которой идет дорога, и сосны кругом. По острову, по единственной дороге едем 6 км до пристани, а за ней через 400 метров попадаем на льду в известную нам точку – перекресток ледовых дорог. Круг, а вернее два круга, замкнулись. С этого места до Савонлинны 18.6 км.
Желтым цветом на схеме показано место, где летом ходит паром, и где я ожидал найти еще один зимник, но его в этом месте нет, хотя паром стоит на приколе.
Вот такой получился у нас прекрасный маршрут. Красивый, ледовый, сосновый, скалистый. Думаете, что это было самое прекрасное в вашей жизни ледовое путешествие? Какое заблуждение… Читайте про ледовый маршрут Oravi – Rantasalmi, где по национальному парку Linnansaari проложена чищенная трасса для коньков, протяженностью до 22х километров.
Какие проблемы у маршрута? Добраться в Савонлинну не слишком просто. Вернее, просто то просто, сел и приехал, но не удобно. Вариант 1. Рейсовый автобус на Куопио. Выходит из Петербурга в 11-45 и едет до 18 часов до места назначения. День потерян. Обратно идет тоже утром, и опять день насмарку.
На своей машине. Время в пути по зиме с учетом границы (Иматра) порядка 6 часов.
Через Иматру с геморр… ой, то есть, с пересадками на поезде. Если вы каким то образом попали в Иматру то с пересадкой в Париккала вы можете добраться до Савонлинны. Будет ли быстрее? Не ясно.
Кое какую информацию можно получить на сайтах указанных в линках к данному маршруту.