А еще бывают люди по пустыне на верблюде…
Кататься по ледовым трассам на велосипеде весьма интересно. Почему? Потому, что ледовые трассы прокладывают по льду озер. А ехать по озерам, любуясь скалами, лесами и аккуратными шведскими домиками намного интереснее, чем просто по асфальтовой дороге. Скользко? Эту проблему решает шипованая резина. Вообще говоря, трассы эти делаются не для велосипедистов, а для конькобежцев. Скажем прямо, им приходится сложнее. За 80-ти километровую трассу наши конькобежцы упали раз по 10-15. Так как устоять, когда конек попадает в щель на льду – сложно. А велосипедистам это не страшно, знай себе кати.
Данный маршрут проходит от Стокгольма до Уппсалы по специальной ледовой трассе, которую делают для конькобежцев. Трасса эта делится на две части: первая, та, что прилегает к Стокгольму, чистится, похоже, только для проведения ежегодных соревнований. Об этих соревнованиях можно прочесть тут: http://vikingarannet.com/en/ , и карту трассы можно посмотреть на этом же сайте. Вторая часть трассы, которая начинается за мостом через дорогу Е018 чистится постоянно. Отсюда и совет, как проходить эту трассу. В дни соревнований на ней людно, и за езду по ней взимают плату. Накануне соревнований просят не ездить, чтобы не «портить лед». Вывод напрашивается сам собой: ездить надо после соревнований. Мы ездили в году 2011 через неделю после них, и трасса у Стокгольма (та, которую чистят хуже) была в нормальном состоянии. Севернее, соответственно, было вообще без проблем.
Как добраться до начала трассы? Ну, для этого надо попасть в Стокгольм, что обычно осуществляется паромами из Хельсинки, Турку и Таллинна. О паромах можно прочитать тут: www.paromy.ru
Важно отметить, что если вы планируете поехать без ночевки, утром прибыть в Стокгольм на пароме, а вечером убыть, то это будет довольно напряженно, так как протяженность трассы (2011, она год от года немного варьируется по длине) – 79,1 км. Плюс место старта Алвик, находится примерно в 8 км от места, где причаливают паромы. А финиш в 11 км от станции Шведской железной дороги Уппсала. Итого 98 км. Проехать это за один день, да еще успеть на вечерний паром сложно. Ночевать лучше в Стокгольме или Уппсале. В городке Сигтуна, который является негласной столицей трассы гостиницы есть, но очень не бюджетные.
Итак, прилагаемый трек начинается в точке старта – 2011. Иногда точка меняется. Первые несколько километров приходится ехать прямо по Стокгольмским озерам ввиду города. Увы, мы видим не самую его центральную часть, но все равно, красиво. Даже если бы у вас не было трека, заблудится было бы сложно: трасса чищена, а по бокам сугробы по колено. Никуда не свернешь. Иногда к треку подходят расчищенный заходы для тех, кто живет вдоль трассы.
Шведы подходят к трассе ответственно. Например, в месте где на треке точка «обход» - тропа выходит на берег, чтобы обойти место, где тонкий лед. А тонкий он потому, что в него попадают стоки от промышленных объектов.
Чем дальше едем, тем красивее становится трасса. Больше лесов, меньше домов. Точка Кафе (28 км от старта) обозначает кафе! Да, прямо у воды стоит кафе, где можно перекусить и выпить кофе. Но, только если вы попадете в рабочее время (с 12 до 16 и с 18 до 20). За кафе трасса идет по заливу и упирается в холм. Через него идет тропа. Метров 300-400 обход, и снова на лед. На этот раз, уже на идеально чищенную трассу.
Дорога ведет нас на север, разок заходит на берег, чтобы обойти место, где обычно тонкий лед. Красивое место в точке «Остров». Там действительно у берега небольшой скалистый остров, на котором растут сосны. На островке есть скамейки, можно отдохнуть в живописном месте.
50 км – Сигтуна. Красивый старинный городок, который является «столицей» трассы. Кроме основного хода тут накручены еще круги, сделаны трассы для беговых лыж. В городке есть несколько кафе. Не забывайте, что в Швеции валюта кроны, а не евро.
Оставшиеся километры до Уппсалы запоминаются несколькими интересными моментами. Первый – это обход стремнин, где видна чистая вода. Обход идет частично через лес, где можно пытаться ехать по «техничной грунтовке», частично по дороге. В сумме почти 2 км. Второй – это подход к замку Скоклостер. Красивое четырехугольное сооружение стоит прямо на берегу озера. Грех не «причалить», тем более, что трасса подходит прямо к пристани.
Финиш трассы на пристани в Уппсале. Здесь есть туалет, ресторан. Здесь же кольцо городского автобуса, который увезет вас в центр города к вокзалу.
Трасса доступна для катания во второй половине зимы, в зависимости от погодных условий. Февраль, начало марта...
Примечание:
фото И. Гуревича