"Покатушка в Крепость Орешек"
асфальт и 8 км отличной лесной грунтовки, всего около 50 км
В месте, где река Нева вытекает из Ладожского озера стоит прославленная крепость Орешек. Располагается она на небольшом острове, пропасть на который можно катером из города Шлиссельбург, либо с правого берега Невы из Петрокрепости. Основатели Орешка, очевидно, выбрали это место ввиду того, что сюда очень удобно устраивать покатушки из Питера через Невскую Дубровку. В самом деле, если вы начинающий велосипедист и не можете проезжать большие расстояния, то вы едете до пристани на велосипеде, осматриваете крепость и отправляетесь назад на электричке. Этот же маршрут можно порекомендовать и для "семейных" покатушек с детьми. Если же вы уже искушенный велотурист, то после осмотра Орешка вы сможете вернуться назад также своим ходом, но по другой дороге. В любом случае тихие дорожки, гостеприимные леса и интересные достопримечательности будут к вашим услугам!
Итак, обо все по порядку. Утром, как всегда, ни свет, ни заря вы собираетесь на перекрестке проспекта Косыгина и улицы Коммуны, что на самом краю города. Удобная площадка для сбора есть у поста ГАИ, который находится сразу за путепроводом. От этого места мы и будем отсчитывать километраж сегодняшней покатушки. Наш путь лежит на восток. За ГАИ начинается глухой первозданный лес, и только изредка попадающиеся на пути строения АЗС напоминают о близости цивилизации. Дорога здесь довольно нагруженная, поэтому рекомендую ехать осторожно.
Менее чем через километр развязка с КАД. Довольно неприятная. Удобно ехать по какому-то "среднему" рукаву, идущему между потоком поворачивающим направо и собственно шоссе.
За КАД откроется деревня Янино, а через 5,7 км слева будет АЗС фирмы ТатНефть.
Эту заправку знает каждый уважающий себя байкер. Не потому, что здесь принято заливать бензин в топливные баки велосипедов, а потому, что прямо за станцией, мимо водокачки, через небольшой лесок идет дорога, ведущая в Суоранду. Суоранда - это излюбленное место проведения различных байкерских соревнований, особенно кросс-кантри. По крутым холмам прокладываются извилистые трассы, по которым гоняются крутые байкеры, за призами, которые ставят добрые дяди и целые организации. Впрочем, сегодня нам не туда. Мы едем прямо по дороге, которая с этого места начинает сильно петлять и забирать немного вверх. Это южные отроги горного хребта, который начинается за Всеволожском и тянется на юг, как раз к тому месту, где мы и едем.
На 7 километре пути расположено высокогорное село Колтуши. Здесь, пожалуй, самый неприятный участок пути - машин много, дорога узкая, но уже на отметке 9,2 км мы сворачиваем направо. Ориентир - реклама "стройматериалы" со стрелочкой в нужном нам направлении. На перекрестке есть бистро. По дорожке с плохим покрытием мы срезаем угол и выезжаем на шоссе Всеволожск - Разметелево.
Дорога все идет вверх, проходит большое село Разметелево (12,4) и подныривает под мост Мурманской трассы (13,7).
Если в тот день, когда вы решились на это большое и опасное путешествие, льет дождь, то под мостом вполне можно посидеть, перекусить. После моста надо быть внимательным - здесь несколько развилок в места хорошие, но не те, что нам надо. 14,2 - начинается село Мяглово, (как всегда большой подъем), 15й км - наш поворот на Невскую Дубровку. Дальше дорога красиво идет по полям и невысоким холмам, мимо очень длинных деревень Новая Пустошь и Хепо Ое. Движение в этих местах не значительное и ехать весьма приятно.
На 20ом км начинается лес, на 26 - болото, на 29ом слева от шоссе первый на сегодня интересный памятник. Метрах в ста от дороги стоит стилизованная под колокольню с традиционной луковкой конструкция из металлических труб. Это обелиск на братской могиле воинов погибших здесь в войну. Через два километра начинается Невская Дубровка. Если кому-то путь в 31 километр кажется чрезмерным, то сразу после знака начала населенного пункта за железнодорожным переездом можно повернуть направо к вокзалу. Более сильные велотуристы должны двигаться прямо по главной дороге, которая ведет к площади, где раньше были руины дома культуры, что в самом центре поселка.
Здесь самое лучшее место для закупки фуража. Слева от дороги находится небольшой рынок и несколько магазинов, есть кафе. В здании у рынка расположен музей Невского пятачка. Музей невелик, буквально один зал, но сделан интересно.
Так как дальше наш путь лежит через леса, то я рекомендую продукты закупить, но не есть их до поры до времени. У бывшего ДК мы поворачиваем налево и буквально сразу попадаем в окружение гаражей. Дорога становится грунтовой. Минуем овраг, небольшое, примерно с километр поле, и въезжаем в очаровательный сосновый лет. Пора! Теперь на природе и свежем воздухе пора есть!
Живописная грунтовая дорожка ведет вас дальше через лес. На 3,5ом км от Невской дубровки справа от дорожки находится интересный монумент. Это большой крест, сваренный из рельс! Местные жители утверждают, что здесь был бой между переправившимися на этот берег немцами и нашими войсками, стремившимися их выбить обратно.
История же самого монумента поучительна. Здесь хотели возвести часовню, но побоялись вандалов. Кто ее будет охранять в лесу? В результате сделали вандалостойкое сооружение из рельсов, и получилось весьма стильно.
Через 8 километров дорожка выводит вас на Мурманское шоссе. Неприятно, но факт - 2,5 километра вам надо будет проехать по дымному и пыльному шоссе среди грохочущих фур в сторону Питера до дорожки направо, в Петрокрепость и поселок имени Морозова. Ориентир - дорожная развязка над шоссе.
За поворотом спокойная асфальтовая дорога. Через 9 км - въезд в поселок имени Морозова. Сразу за знаком "въезд в поселок Имени Морозова" круто направо уходит грейдерная дорога. Нам именно сюда. Через километр - переезд, еще триста метров и вы на берегу Невы. С этого места открывается красивый вид на крепость Орешек. Чтобы попасть в нее надо проехать еще километр вдоль Невы до пристани, откуда ходит речной трамвай. О достопримечательностях крепости Орешек рассказано на сервере
"Малые Города России"
Как мы отмечали в начале статьи, обратно можно возвращаться несколькими путями. Из крепости можно переправиться в Шлиссельбург и далее, своим ходом вернуться в Питер вдоль левого берега реки. Километраж при этом сильно зашкалит за 100. Можно вернуться назад в Петрокрепость и тут же сеть на электричку до Финляндского вокзала, можно еще ехать через поселок имени Морозова, через Дунай на Всеволожск и далее в город.