Тропами и второстепенными дорожками к пляжам Ладоги
Всем известна прямая дорога к Ладожскому озеру. Называется она «Дорога жизни». Всем хороша эта дорога: красивая, много памятников по ее «берегам», есть на ней рельефные холмы с видовыми точками и магазины. Из недостатков отметим два: с каждым годом дорога становится все напряженнее, особенно на участке Петербург – Всеволожск – Романовка, и пляжи в месте выхода дороги к озеру чересчур людные.
Если вы хотите доехать до Ладожских берегов, при этом пользоваться лишь второстепенными дорожками, а то и тропами, то этот маршрут для вас. Кроме того, маршрут приведет вас на территорию ядерного щита (меча) родины, где можно будет увидеть остатки пусковых установок ракет. Некоторым недостатком маршрута является сложная навигация. На Дорогу жизни выехал – и едешь, ни о чем не думая. А здесь постоянно надо следить за поворотами.
Из города можно
выехать маршрутом R4, проложенным Александром Кунешем, а мы начнем свое повествование от перекрестка шоссе Всеволожск – Разметелево, с дорогой Орово – Красная горка.
Итак, прямо от дороги мы едем в горку в сторону деревни Красная горка. Едем прямо, попадаем (1.0 от перекрестка) на территорию фермы (дорога перекрыта шлагбаумом, но проезд для велосипедистов есть). За фермой идет полевая дорожка. 1.8 км – на Т-образном перекрестке берем левее, и буквально метров через 200 справа появляется озеро. Правда, в этой его части берег не особо хорош, и купаться лучше дальше. Грунтовка огибает озеро (все время держитесь главной грунтовки), и на отметке 3.5 км выходит к красивому месту и пляжу. Здесь холм как бы срезается к озеру длинным пляжем, озеро (второе Ждановское) далеко внизу видно как на ладони. Посреди него есть островок. Летом тут ставят переносные кафе.
Выезд от озера заметен хорошо – сюда подходит асфальтовая дорога. Спустившись с холма, попадаем в район роскошных особняков поселка Мельничный Ручей. 5.2 км – и мы поворачиваем направо на шоссе, ведущее к заводу Форд. Не пугайтесь слова «Шоссе» - машин на нем мало. Корпуса завода остаются от нас справа, а мы на отметке 13,2 поворачиваем налево на Т-образном перекрестке, а на Х-образном (15,1) – направо в поселок Щеглово. Кстати, если на этом перекрестке повернуть налево, то вы попадете на железнодорожную станцию Щеглово.
Некогда в этом поселке с не очень гордым именем была усадьба, от которой остался парк (его видно с дороги). Сохранились и пара редких в этих краях построек сложенных их камня и кирпича. Выглядят они довольно стильно, несмотря на значительный возраст и хозяйственное назначение.
Рядом с таким каменно кирпичным сараем вы на Т-образном перекрестке повернете налево. Но прежде обратите внимание: поселок как бы стоит на склоне гряды холмов. Отсюда открывается далекий вид на «зеленое море тайги». Если проехать 200 метров вправо по грунтовке, то там есть геодезическая вышка, на которую можно залезть, чтобы посмотреть на окрестности свысока. В некоторых путеводителях пишут, что из усадебного парка видна Ладога. Однако это, все-таки преувеличение, но вид действительно красивый.
Продолжаем движение и приезжаем в центр Щеглово (16.7 км), где есть магазины, и бывает минирынок. Поворачиваем направо и едем по поселку до пересечения с железнодорожной веткой. Сразу за переездом уходим с шоссе на тропинку, которая выводит нас на асфальтовую дорожку, соединяющую железнодорожную станцию Романовка с поселком. Нам налево, в сторону поселка. Если вы не любите ориентироваться, да и маршрут кажется вам длинным, вы можете начать его с этой станции.
Романовка не очень романтический поселок. Скорее наводящий на мысли о необходимости всю землю в поселках приписать к каким-то домам. Может быть, это заставит жителей как-то изничтожать горы мусора и заросли бурелома у себя во дворах?
На отметке 21,3 мы упираемся в Дорогу Жизни. Открою правду: нам все-таки придется по этому шоссе проехать около 400 метров. Налево, в сторону города. И затем повернуть направо и продолжить путь по уже пустынной дорожке в сторону Углово. Жалко, что нет в этом месте сквозного проезда!
Дорожка идет, выписывая колена мимо каких то заводов, мимо живописных лесов и полей, и лишь в одном месте вам надо быть начеку: На отметке 29.9 главная дорога поворачивает налево, а нам надо двигаться прямо мимо какого то белого бетонного сооружения. Отсюда начинаются «непростые» места. Под ногами, вернее под колесами – «Дорога с твердым покрытием». Присмотритесь – это не асфальт. Это какие-то шестиугольные плиты. Если посмотрите еще внимательнее, то увидите, что блоки покрывают не только дорогу – их здесь целое поле. Остатки полигонных военных объектов начинаются!
Полевая дорога выводит нас к поселку Углово. Вдоль него идет наезженная дорога, которая выводит на шоссе. Но мы не поддаемся соблазну, пересекаем дорожку и попадаем метров через 200-300 на песчаный карьер. Транзитной дороги по карьеру нет, и мы проходим его пешком, увязая в песке. Идти не далеко, всего метров 300 – 400. На другой стороне карьера идет дорога, по которой мы двигаемся вправо. Все – вы на территории воинской части. В самой воинской части надо повернуть налево мимо столовой и миновав шлагбаум (все правильно – вы ВЫЕЗЖАЕТЕ из части, а не въезжаете в нее) выехать в место, где ранее располагался ракетный щит (или меч) родины.
Смотрите по сторонам – от дороги вправо-влево отходят бетонные отвилки к стартовым площадкам. Сохранились ангары, какие-то постройки непонятного не специалисту назначения. Пусковые шахты взорваны, и лишь небольшие углубления в поверхности земли выдают «секрет», что они здесь были. Кое-где уцелели интересные реквизиты: у одного из ангаров плакат: Брежнев на трибуне съезда КПСС. Сзади Ленин в особом нимбе из лучей. И текст, воспроизвожу по памяти, возможно не точно: Коммунистическая партия передовой отряд, авангард и ядро советского общества».
На полигоне ориентироваться просто: едете по прямой до Т-образного перекрестка, на котором стоит бетонная конструкция типа наблюдательного поста с бойницами, и поворачиваете направо. Дорога (в одном месте она перекопана, чтобы лишние машины не ездили) выводит вас в поселок Проба, прямо к Дороге Жизни. На компьютере 36 километров. Конечно, если у вас не осталось больше ни моральных, ни физических сил, то можете выехать на шоссе, и добраться до железнодорожной станции. До нее буквально 300 метров. А мы игнорируем шоссе и уходим влево (почти строго на север) по тихой дорожке. Тиха она потому, что для машин дорога тупиковая – нет автомобильного моста через речку в полутора километрах от перекрестка. Дорожка ветвится (на отметке 37,4) держитесь правой стороны.
Славится наш народ тем, что никогда не оставит просто лежать то, что «плохо положено». Говорят, могут украсть все. И, правда, о каких только кражах мы не слыхивали: крадут в банках и магазинах, в квартирах и на производстве. Ухитряются своровать провода находящиеся под напряжением, и снять рельсы с дороги. Но чтобы украли дорожную насыпь – это, пожалуй, уникальный случай. Именно это, очевидно и произошло у моста через речку Лепсари. Иначе особенности местного ландшафта не объяснить – мост как бы нависает над длинной и не глубокой траншеей. Вероятно, сложена насыпь была из щебня, который украли на строительство какой-нибудь дороги.
Итак, переезжаем на левый берег реки, поворачиваем направо на полевую дорожку и едем до асфальтового «шоссе» (40 км), оставляя странноватый городок в стороне. То ли здесь строили какую-то военную промышленность, но не достроили, то ли еще что происходило в этих краях, не ясно. Ныне дома без стекол соседствуют с цехами. Мы же едем дальше.
По шоссе едем налево, и вскоре проезжаем поселок Лепсари с вечно закрытым магазином (41км), затем доезжаем до замечательного места (44 км) слева свалка, справа – свалка. Нам сначала по главной, а потом прямо мимо въезда на свалку. Выходим на оперативный простор. Дорога идет мимо летного поля (часто на нем стоят частные самолеты), старых торфоразработок, через поля, перелески, канавки. 46 км – мост через реку Морье. Если внимательно присмотреться, то вдоль северного берега реки можно увидеть старую железнодорожную (узкоколейную) насыпь. А мы едем дальше.
Эта дорога единственная покрытая асфальтом в этих краях, так что сбиться невозможно, хотя дорожка время от времени поворачивает под 90 градусов.
Заканчивается дорожка у «бетонки» (окружная военная дорога идущая от Борисовой Гривы на Матоксу). На спидометре 52 км. К ближайшему пляжу проехать просто: пересекаете бетонку и продолжаете ехать по красивой грунтовке в Берегу. Через 6 км достигнете берега в районе населенного пункта Гавань. Места здесь хорошие: не очень людно, песок, леса, живописные бухточки.
Другой вариант – поворачиваем на бетонке направо, и едем 6,5 км до моста через реку Морье. Вдоль левого берега реки идет тропинка-дорожка. Местами она немного влажновата, особенно после дождя, а кое-где довольно симпатична, идет сосновыми перелесками, выходит на берег реки. На отметке 66 км выезжаем к мосту через Морье. Пляжи есть и справа за воинской частью, и слева. И В самой части есть что посмотреть: два памятника Ленину (ДВА!) и галерея вызывающих патриотизм бюстов. Даю такую формулировку, так как не ясно, что объединяет бюсты, к примеру, Александра Матросова и Николая Островского.
Дальнейший путь описан в покатушке «Берега Ладоги» - до станции 7 км.
От города, а не от перекрестка в Орово, получается 93 км.