Велопутводитель. Проект клуба ВелоПитер
ВелоПутеводитель
Главная Новости Веломаршруты, поиск Top10 Форум О проекте Стать автором Вход для авторов

К усадьбе Усть-Рудица
Дата написания: 30.08.2007
Код: "Нет кода". Длина маршрута: 75 км.
Регионы: Запад Ленинградской области
Нитка маршрута: 68 – Коваши – Ур.Тентелово – р. Черная - ур. Бол.Горлово – Гостилицы - Ур. Порожки – Петровское – р. Шингарка - Новый Петергоф
Достопримечательности: Усадьба Усть-Рудица

Описание:





Огромное спасибо Дмитрию Мельникову (a.k.a Жесть) за хороший маршрут и организацию нашей покатушки.

Покатушка отнесена к категории для продвинутых байкеров, хотя в сухую погоду я бы назвал ее просто сложной. Места через которые проходит покатушка достойны того, чтобы побывать там не взирая на качество дорог.

Немного истории:

16 марта 1753 года императрица Елизавета Петровна пожаловала ему в Ораниенбаумском уезде деревни Шишкина, Калищи, Усть-Рудица, Перекули и Липову с 226 душами мужского пола и 9000 десятинами земли. По указу Сената здесь намечалось устроить стеклянный завод для выделки разноцветных стекол и из них бисера, пронизок, стекляруса и других галантерейных вещей, а также посуды и смальты.
Летом 1753 года под руководством самого Ломоносова работы шли уже полным ходом, а к 1754 году, как сообщал он в письме к Л. Эйлеру от 12 февраля: «. . .кроме дома и уже построенного стеклянного завода я сооружаю мельницу, плотину и лесопилку, над которой возвышается самопишущая метеорологическая обсерватория».
Из всего довольно обширного имения М. В. Ломоносов избрал для устройства завода и усадьбы самую ближнюю и самую маленькую деревню Усть-Рудицу, в которой насчитывалось всего двенадцать душ мужского пола. Выбор места был обусловлен обилием проточной воды. Здесь соединялись речки Рудица и Черная в реку Коваши. Плотина, сооруженная на речке Рудице, позволила создать большую запруду - разлив, который и стал центром композиции всего усадебно-заводского комплекса.
Заводские строения с плавильными печами, плотиной, мельницей и рабочим поселком расположились на левом берегу запруды, а усадьба на правом. Она занимала оконечность мыса, образованного слиянием рек. Ее облик легко восстановить по рисункам на дарственной, выданной Ломоносову 2 сентября 1756 года. Если к 1754 году был выстроен только господский дом, то к 1756 году здесь была уже настоящая усадьба. Ее центром стал одноэтажный с мезонином дом, по сторонам которого, ближе к реке, располагались два флигеля, образуя как бы парадный двор, главный фасад усадьбы. В левом флигеле была оборудована лаборатория, в правом - мастерская. За строениями тянулись фруктовые сады и огороды, распланированные строго регулярно и симметрично по отношению к главной оси - подъездной аллее. Их окружали пашни. Парка как такового не было, но Ломоносов учел потенциальные возможности естественного рельефа и использовал их для создания прекрасных прогулочных аллей. Берега мыса были высокими и образовывали естественный вал, защищавший усадьбу от северных ветров. Природа была лишь упорядочена. Несколько позже дорожки, повторяющие извилистые линии берегов, были обсажены липами. Так еще при Ломоносове образовалась самая старинная часть Усть-Рудицкого парка, его липовые аллеи.





Схема усадьбы
Схема усадьбы.
1.место усадебного дома
2.хозяйственная зона
Для меня осталось непонятным: Рудица и Лопухинка это одно и то же? На карте нашел только Лопухинку.

К сожалению, сейчас увидеть что-либо кроме дубов, обелиска и остатков плотины сложно. Говорят, ранней весной все просматривается значительно лучше.

Вернемся к покатушке. Рано утром садимся на Балтийском вокзале на электричку до Калище и едем до платформы 68 километр. Сразу за платформой железнодорожный переезд, едем по шоссе налево. Через 6 километров шоссе начинает плавно поворачивать направо, пропускаем левый поворот на грунтовку и через 100 метров (6.12) внимательно смотрим левый асфальтовый поворот. Асфальт практически сразу заканчивается, начинается грунтовка. Качество этой дорожки сильно зависит от количества дождей и машин, которые в этот год смогли по ней проехать. Местами глубокая колея прячется в траве, местами байкера ждут глубокие лужи. Приходится быть внимательным и не сильно отвлекаться на виды по сторонам, а они, эти виды местами очень хороши.

Коваши

Поляны чередуются с лесом, дорога идет все время вдоль речки Коваши. На отметке 14.35 небольшой памятник “Здесь была деревня Ломоносово, разрушенная во время войны”.
Дорожка становится накатаннее . (16.11) развилка, нам направо. (17.12) Т-образный перекресток, нам налево, мимо сарая и через 100 метров на развилке направо. (17.50) Т-образный перекресток с грейдером, поворачиваем направо. (19.27) старый ЖБ мост, перед ним хилая грунтовка уходит налево, нам по ней. Если поехать прямо через мост, то на отметке 20.27 попадаем на территорию заброшенной базы ПВО с множеством полуразвалившихся строений, бункеров, ангаров. Трек и километраж записаны с учетом заезда на базу.


(20.15) вернулись к мосту и повернули на грунтовку. Дорожка для ценителей, часто приходится слазить с байка. Торчащие ветки целятся в ваши переключатели и норовят загнать их в спицы, грязь забивает тормоза… практически полный набор удовольствий.
На отметке 24.13 странная табличка “208”, вроде как, если около нее повернуть направо, то можно попасть к месту слияния рек Черной и Лапухинки, но мы не рискнули, так как тропа была сильно заросшей. Едем прямо.

(25.30) одиночная ЛЭП пересекает дорогу, прямо перед ней смотрим тропу направо, поворачиваем и в 30 метрах от дороги видим остатки деревянного моста. Здесь имеет смысл оставить байки и сделать радиалку к очень примечательному месту. Переходим речку вброд (глубина 0.5 метра), выходим на поляну и на развилке троп поворачиваем направо. Идти нам примерно 400 метров. Оденьте что-то закрывающее руки и ноги – очень много крапивы.

Искомое место пропустить сложно. На поляне стоят два огромных дуба (см.фото), рядом с которыми раньше стояла усадьба Ломоносова. Сейчас об этом напоминает скромный памятник. Место удивительно заброшенное и труднодоступное. К сожалению никаких следов дома, и завода не просматривается. Говорят ранней весной, пока нет травы, можно найти фрагменты фундамента.

Возвращаемся к броду. В воде можно найти камни причудливо-красной расцветки (см. фото). Может быть, из-за них Ломоносов построил тут завод?

Перекусываем и двигаемся дальше, пересекаем одиночную ЛЭП и через 100 метров выезжаем на огромную просеку с 4 ЛЭП рядом. Здесь надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить правый отворот. Справа, в 3 метрах от дороги видим брошенную бетонную опору, проезжаем мимо нее еще 10 метров и вот она наша тропинка отходит от основной дороги под очень острым углом (25.50).

Коваши


Дорога сильно заросла травой, но ехать за редким исключением можно. (30.13) примыкание лесной дорожки справа, нам прямо. Примерно на 31.5 километре начинается лесовозная дорога с глубокой колеей и свежей грязью, радует, что ее можно проехать по краю леса практически не заезжая в грязь. Лесовозка продолжается около километра. Дорога выходит на поля, самое время очистить забитые грязью тормоза.

По практически сухой полевой дорожке доезжаем до Т-образного перекрестка с шоссе (35.63), поворачиваем направо и по асфальту едем до указателя на Петродворец (43.25), поворачиваем по указателю налево. (45.34) Гостилицы, первый и последний магазин на нашем пути.

Едем дальше, приличный асфальт, дорожка в основном идет с горки, можно разогнаться. Главное не пропустить справа дорогу из крупного известкового щебня (59.27). Особой приметой этой дороги можно считать шлагбаум перегораживающий ее. Надписей на нем нет, но пока мы заклеивали около него проколотые камеры, к нам подъехали на Ниве два охранника и поинтересовались, куда мы держим путь. Удивились и пропустили нас с миром.

Примерно через 500 метров дорога подходит к постройкам сельскохозяйственного назначения, не доезжая которых надо повернуть по бетонке налево. Когда то здесь была дорога …просматриваются обочины, но никто тут по крайней мере в этом году не ездил.
Примерно через километр появляются следы. Дорожка выходит на поле. На отметке 64.80 поворачиваем налево и через 500 метров упираемся в асфальт. Едем налево по асфальту, приличному, надо сказать. Машин нет, и вообще не очень понятно, зачем такая хорошая дорога посреди полей. Через 5 километров (70.22) на перекрестке едем прямо. На холме по левую сторону виднеется дворец из розового мрамора, красота, но простых смертных туда не пускают. Спускаемся с горки, сильно не разгоняемся, так как сразу внизу (70.75) дорога пересекает речку Шингарку. Поворачиваем налево и дальше едем вдоль речки по известному веломаршруту от Ильи Гуревича. Не забываем повернуть направо напротив развалин (73.31) и через километр выезжаем на асфальт. До ЖД станции Новый Петергоф остается 2 километра.
OFFroad, грязь, велопонос. Для продвинутых (crazy) байкеров
Автор: Кунеш Александр
Об авторе >>>>
Маршруты автора >>>>
Написать автору >>>
Проекты автора:
ВелоТуров.Нет
Треки:
Ссылки автора по теме:
Фото:

Дуб посаженный потомками Ломоносова

Здесь работал М. В. Ломоносов.1753-1765г.г

Что за камень?
Голосов: 0, ср. оценка: 0     
Коментарии пользователей: Оставить коментраий:
2007-08-31 00:19:32, Роман
Нитка описания и нитка на карте не совпадают. Интереснее ехать по нитке, которая изображена на карте, т.к. в Гостилицах есть что посмотреть (старинный парк с руинами дворцовых построек). После Гостилиц лучше поехать до Петергофа по нитке описания, через Оржицы- Забородье по Шингарке, понятно по какой причине.
2007-08-31 10:25:16, Александр
Спасибо. Нитку маршрута в названии поправил (это была старая планируемая). На карте отображен точный трек нашего движения. Гостилицы действительно достойны отдельного осмотра, но у нас уже не было времени, так как участок вдоль Черной занял много времени. В Гостилицы мы заехали в основном , чтобы закупиться водой.
2007-09-08 16:06:52, mogilshik
да, и еще - маршрут через дер. Лопухинку (остатки водолечебницы, радоновая запруда) тоже вполне реален - для этого нужно от У-Рудицы пойти не вдоль Черной, а вдоль Лопухинки
2007-09-27 21:49:35, mogilshik
24.13 - тропинка заросшая, но не болото, можно дойти. У слияния рек сохранились фундаменты (сильно заросшие) построек ( скорее всего фабрики) и посадки - до сих пор акккуратненькие кустики - типа живая изгородь Еще интересны остатки гидросистемы - уже заболочено, но приведенная схема угадывается. В самом конце - "дворец из розового мрамора"(?) - Бельведер, арх. Штакеншнейдер, времна Николая I. Теперь строится элитная гостиница - если еще не прогорела (а то еще раньше хотели гольф-клуб делать, да обанкротились). Обилия розового мрамора я там не помню Развалины 73.31 - Розовый Павильон, тот же архитектор и тот же император... взорван во время войны, не консервировался, восстанавливать пока не собираются. Замечание к авторам - не ленитесь приводить источники исторических справок . Хотя бы чтоб не брать ответственность за чужие ляпы:) Ну и потомкам заинтересованным будет интереснее и понятнее. Приведенный кусок и схема усадьбы вроде как из Мурашевой-Мыслиной, но могу путать.

Ссылка
2007-09-27 21:51:38, ExE
Спасибо за комментарии и замечания, давайте по порядку. Ссылки на источник исторической ссылки и схемы расположены в правой колонке (Ссылки автора по теме) и они там были с самого начала. Согласен, что там где ссылки находятся сейчас все сливается и их можно пропустить, но это вопрос скорее к дизайнеру сайта.
Возможно надо размещать ссылки прямо в тексте а не в специальной области.

А какие косяки в исторической справке?

Дворец из розового мрамора это конечно к слову пришлось, но здание действительно красивое и расположено так интересно, что его видно издалека. В этот раз мы проехали мимо него в сумерках и вдалеке, зато во время покатушки по Шингарке пытались подъехать ближе, но в 200 метрах от него дорогу перегородил забор с закрытыми воротами. С этого расстояния мне запомнился преобладающий розовый цвет и красивые колонны второго этажа.

2007-09-27 22:02:11, ExE
Кстати, говорят вдоль Лопухинки местами по пояс будет -)))
Одно мне остается непонятным место называется Усть-Рудица, вроде как и речка должна называться Рудицей, а там Черная и Лопухинка, странно...

2007-10-27 21:48:43, Пётр.
Ездили сегодня от Лебяжьего по очень хорошей грунтовке направление на юг через Пульман до старой базы ПВО. Дорога отличная всем рекомендую. Порядка 19 км. Потом поехали вдоль р.Коваши. Дорога очень очень плохая. Если вы не любите носить велосипед на себе, то ехать туда не рекомендую. Мы 2/3 пути прошли пешком по грязи. Может летом там и лучше, но лично я в это не верю. Закончили маршрут на ст.Красная Горка.
2007-11-01 14:15:17, ExE
в опивании маршрута явно написано "OFFroad, грязь, велопонос",
все соответствует

2012-06-17 20:23:30, Aleksey
Катанул сегодня этот маршрут с вариацией - проехал через Лопухинку и Гостилицы. Дорога вдоль речки - жесть, колеи по пояс, жидкая грязь, лужи метров по 100 длиной (лужи после пересечения речки начинаются особенно прекрасные). В общем, я того и хотел, но надо в явном виде предупреждение написать, что это жесткий оффроад.

Ссылка
2013-06-04 22:06:47, Денис
Это "чертово" болото засосало нас в прошедшую субботу!! Берите побольше воды и средства от комаров и ВПЕРЕД!! Мы сняли небольшое видео
https://vimeo.com/67631658
Спасибо за маршрут!! Теперь я знаю что такое "велопонос" !!!! ))))))


13.06.01 Велопокатушки

Ваше имя *:
e-mail (не будет доступен роботам)

Код на картинке умножьте на десять!
Введите результат!



Ваши замечания *:
Ссылка (если нужно) - с http:// :
Название ссылки (если нужно):



Copyright © 2007 — 2019
Главный редактор - Илья Гуревич
Дизайнер, вебмастер - Правенькая Елена
РОССИЙСКИЙ САЙТ О ВЕЛОСИПЕДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ И ВЕЛОТУРАХ velotur.ru ActivEInfo - снаряжение для туризма ВелоПитер
Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100