Велопутводитель. Проект клуба ВелоПитер
ВелоПутеводитель
Главная Новости Веломаршруты, поиск Top10 Форум О проекте Стать автором Вход для авторов

ГЭС и водопады Приладожья, мраморный карьер Рускеала
Дата написания: 11.03.2008
Код: "Нет кода". Длина маршрута: 120 км.
Регионы: Северное Приладожье
Нитка маршрута: Сортавала - Хелюля – Рауталахти – Ляскеля – Харлу – Хямякоски – Янисъярви – Алалампи – Рускеала – Рюттю – Сортавала.
Достопримечательности: водопады на р.Тохмайоки; ГЭС Тохмайоки; Карьер Рускеала

Описание:

Сортавала (0) - Хелюля (7,5) – Рауталахти (25,5) – Ляскеля (32,5) – Харлу (40) – Хямякоски (47,5) – Янисъярви (57) – Алалампи (67,5) – Рускеала (84) – Рюттю (100) – Сортавала (120).

Маршрут двухдневный, рассчитанный на подготовленных участников, возможно скоростное прохождение за один день, но в таком случае придётся ночевать в Сортавале.
Лучшее время для поездки- июль – август, когда грунтовые дороги сухие, вода в озёрах и реках тёплая.

День первый. БольшАя часть маршрута проходит по участку трассы Сортавала-Питкяранта.
Вскоре после выезда из Сортавалы, перед мостом через Хелюляйоки (6), возвышается гора Паасо со скальными склонами. Здесь располагалось городище. Как попасть на гору, описано в маршруте к мраморным разработкам в Рускеала.
Далее путь проходит мимо посёлка Хелюля (7,5). На повороте к Вяртсиля (11,5) сворачиваем направо и двигаемся к заливу Кирьявалахти. Это место представляет собой фьорд. Слева по ходу движения над дорогой то и дело возвышаются скалы.
Проезжаем посёлок Рауталахти (26, на въезде есть магазинчик) и продолжаем движение к Ляскеля (33). Здесь, сразу под мостом, расположен огромный водосброс. Особо завораживает в большую воду. В Ляскеля есть несколько магазинов, в которых можно пополнить запасы продовольствия.
От моста немного возвращаемся назад, проезжаем кафе, и сворачиваем направо под П-образный трубопровод, перекинутый над дорогой. Через несколько сотен метров заканчивается асфальт. Теперь будет только небольшой участок в Харлу (40), там же будет и последний в этот день магазин (на главной площади в центре посёлка).
Въехав на центральную улицу Харлу, сворачиваем на право. Через километр (41) будет приток реки Янис, через который перекинут финский арочный железнодорожный мост, а перед ним один из многих на этой железной дороге семафоров.
Переезжаем мост, поднимаемся в гору и на первом повороте (41,5) сворачиваем с основной дороги направо. Всё время придерживаясь дорог, сворачивающих на право, выезжаем к действующей ГЭС с соседствующий водопад, посредством которого регулируется расход воды, попадающий на ГЭС. Здесь можно перекусить, а затем, если есть время и уверенность в силах участников, полазить по полуразрушенным заводам. Тут есть тайник геокешинга.

От ГЭС возвращаемся на основную дорогу и продолжаем движение к Хямякоски. Предстоящий участок дороги вдоль Янисъйоки, очень запоминающийся. Порой дорога идёт прямо вдоль воды. На реке есть несколько порогов и перекатов, легко заметных с дороги.
На T-образной развилке сворачиваем направо, минуем ещё один арочный железнодорожный мост, сложенный из гранита (на этот раз проезжаем под ним), под знаком, обозначающим габариты, выбит год постройки моста.
В посёлке всё время двигаемся прямо, к реке Янис. Автомобильный мост через неё восстановили в 2006-2007 годах, до этого можно было перебраться только пешеходам.
У моста (50,5) сворачиваем направо, осматриваем плотину, водопад и саму ГЭС, после чего возвращаемся к мосту и продолжаем путь вверх по течению к истоку этой могучей реки. Через 2 километра нас ждёт прекрасный арочный железнодорожный мост и ещё одна небольшая плотинка через реку. По обе стороны от неё есть полянки, здесь можно устроить перекус или обед.
Далее продвигаемся к озеру Янис, и через 4,5км от ж.д. моста выходим в посёлок (57). На одном из участков тропа изрядно заросла, но при определённых навыках найти её не составит труда. В посёлке есть магазин, но рассчитывать на него не приходится, т.к. к тому времени пока приедешь в Янисъярви, он будет уже закрыт. Лосиком надо быть, чтоб осмотреть все достопримечательности на пути и успеть при этом в магазин .
От посёлка выезжаем по главной дороге в юго-западном направлении. Здесь есть длинный и крутой подъём, после которого выходим на Т-образную развилку (3 км от посёлка). Сворачиваем на право и через 6,5 километров изумительной грунтовки (покрытие очень хорошее и спуски преобладают) въезжаем в Алалампи (Нижнее озеро, озеру в низу) (67,5). На въезде вблизи дороги есть колодец с водой, пригодной для питья. Хозяева соседнего дома никогда не отказывали в наполнении фляжек.
Ищем съезд с основной дороги на лево и проезжаем вначале через протоку между озёрами (самих озёр с основной дороги не видно) Юлялампи и Алалампи (тут развалины финской мельницы), а затем через железнодорожную ветку (62,4). Здесь начинается самая дикая часть маршрута, можно встретить разве что рыбаков или охотников, ну или медведа .
Через 500м оворотка на лево к хутору, но мы движемся по главной дороге (даже знак висит) прямо. Через 700м ещё один поворот на лево. Эта дорога ведёт через Петсеваары в Сортавалу и проходима только в сухую погоду, а лучше даже в осенние заморозки, но без снега. Едем прямо по едва заметной тропинке! Пересекаем ручей, текущий из Руоколампи в Юлялампи, выходим на железную дорогу и проходим 50 метров влево, после чего спускаемся с противоположной стороны насыпи на тропинку, забираемся на горку и снова можно ехать. Дорого порой переходит в тропинку, но я там ездил много раз в разное время года, но с байка, даже гружённого, слезать не приходилось.
За отвороткой к Пирттипохье основная дорога уходит на север. Тут во всю работают лесовозы. Мы же поехали на запад. На развилке что-то типа братского захоронения, но есть и могилы 1980-х годов. Не понятно. Вначале шли метров 150-200 по заросшей тропинке, а потом уже и ехали вниз к железной дороге. Спуск очень крутой.
А за железной дорогой наоборот: очень крутой подъём на отметку в 150 метров. Ещё 4 км пути и мы выезжаем на долгожданный асфальт (82,5).

Небольшое отступление. На ночёвку можно вставать на озере Маткаселькялампи или Тервалампи, но местечко придётся поискаь. В противном случае надо ехать на ГЭС на р.Тохмайоки (смотри маршрут к мраморному карьеру в Рускеала), а на следующий день возвращаться для осмотра самого карьера. Ночёвка вблизи карьера не будет спокойной, но на крайний случай можно. Воду предусмотрительно брать в реке Тохма перед сходом с трассы на грунтовку.

Через 2 километра спуска по асфальту (скорость до 60км/ч) отворотка к мраморному карьеру (84,3).

День 2. Осмотр карьера нужно осуществлять в светлое время суток, лучше с экскурсией. И на лодках поплавать тоже нужно.
Возвращение от карьера в Сортавалу (120) аналогично дороге, описанной в маршруте Сортавала- Рускеала- Сортавала. Повторять здесь не буду.

По пути смотрим водопады на р.Тохмайоки, разрушенную ГЭС, если есть время, купаемся в Хелюляйоки, поднимаемся на обзорную площадку в городском парке Сортавалы.

Отъезд из Сортавалы дизелем до Кузнечного, дальше электричкой в Санкт-Петербург. Или на поезде Костомукша-Санкт-Петеребург.
Маршрут для опытных байкеров
Автор: Красников Павел
Об авторе >>>>
Маршруты автора >>>>
Написать автору >>>
Треки:
    Ссылки автора по теме:
    Фото:

    По дороге в Рауталахти

    Водосброс в Ляскеля

    Водопад в Хямекоски
    Голосов: 0, ср. оценка: 0     
    Коментарии пользователей: Оставить коментраий:
    2008-05-29 22:15:44, Сергей
    24-25 мая 2008 прокатились по маршруту, очень живописный, малоавтомобильный маршрут, очень понравился. Сложности добавил рельеф, и если хотите в полной мере насладиться красотами стоит пару выходных покататься и набрать форму, чего мы не сделали)))
    2014-05-04 15:01:05, Алексей
    Ездили на первые майские 2014. Растянули на три дня, и не пожалели.
    Маршрут очень живописный, но местами весьма напряжный. Особенно это касается участка от 64го км до поворота к последней железке. Там сейчас какой-то огромный загон для оленей, наверное это для них дорога покрыта толстым слоем песка, из-за которого значительную часть пришлось идти пешком. На въезде на территорию(~километр от ручья и ЖД) калитка закрыта на проволоку, это проблем не доставило, а на выезде(перед развилкой) калитка отсутствует, пришлось немного развинтить сетку 2,5х-метрового забора, а потом собрать обратно.
    2014-05-04 15:17:37, Алексей
    Добавлю уточнений:
    В Ляскеля сейчас отсутствует п-образный трубопровод, ориентир: широкая грунтоасфальтка, уходящая с площади перед мостом под прямым углом.

    Перед Янисъярви, где тропа выходит на дорогу, налево под мост, а то можно уехать на частную территорию.

    "Изумительная грунтовка", увы, уже не такая изумительная как многие другие на маршруте, хотя плохой её тоже не назвать.

    Перед Алалампи ЖД переход, а затем - через ручей по узкому мостику.

    Поворот в Ляскеля
    2014-08-12 16:01:02, Александр
    9.08.14 частично проезжали по маршруту. Про загон для оленей могу сказать следующее: на въезде со стороны Контиолахти есть калитка, которая закрыта цепочкой, цепочка на обычном карабине без замка. Со стороны Пирттипохьи ворота закрыты на замок, но ключ висит на заборе с внутренней стороны на уровне груди на правой створке (если смотреть снаружи).

    Ваше имя *:
    e-mail (не будет доступен роботам)

    Код на картинке умножьте на десять!
    Введите результат!



    Ваши замечания *:
    Ссылка (если нужно) - с http:// :
    Название ссылки (если нужно):



    Copyright © 2007 — 2024
    Главный редактор - Илья Гуревич
    Дизайнер, вебмастер - Правенькая Елена
    РОССИЙСКИЙ САЙТ О ВЕЛОСИПЕДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ И ВЕЛОТУРАХ velotur.ru ActivEInfo - снаряжение для туризма ВелоПитер
    Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100