Описание:
Сортавала (0) - Хелюля (7,5) – Рауталахти (25,5) – Ляскеля (32,5) – Харлу (40) – Хямякоски (47,5) – Янисъярви (57) – Алалампи (67,5) – Рускеала (84) – Рюттю (100) – Сортавала (120).
Маршрут двухдневный, рассчитанный на подготовленных участников, возможно скоростное прохождение за один день, но в таком случае придётся ночевать в Сортавале.
Лучшее время для поездки- июль – август, когда грунтовые дороги сухие, вода в озёрах и реках тёплая.
День первый. БольшАя часть маршрута проходит по участку трассы Сортавала-Питкяранта.
Вскоре после выезда из Сортавалы, перед мостом через Хелюляйоки (6), возвышается гора Паасо со скальными склонами. Здесь располагалось городище. Как попасть на гору, описано в маршруте к мраморным разработкам в Рускеала.
Далее путь проходит мимо посёлка Хелюля (7,5). На повороте к Вяртсиля (11,5) сворачиваем направо и двигаемся к заливу Кирьявалахти. Это место представляет собой фьорд. Слева по ходу движения над дорогой то и дело возвышаются скалы.
Проезжаем посёлок Рауталахти (26, на въезде есть магазинчик) и продолжаем движение к Ляскеля (33). Здесь, сразу под мостом, расположен огромный водосброс. Особо завораживает в большую воду. В Ляскеля есть несколько магазинов, в которых можно пополнить запасы продовольствия.
От моста немного возвращаемся назад, проезжаем кафе, и сворачиваем направо под П-образный трубопровод, перекинутый над дорогой. Через несколько сотен метров заканчивается асфальт. Теперь будет только небольшой участок в Харлу (40), там же будет и последний в этот день магазин (на главной площади в центре посёлка).
Въехав на центральную улицу Харлу, сворачиваем на право. Через километр (41) будет приток реки Янис, через который перекинут финский арочный железнодорожный мост, а перед ним один из многих на этой железной дороге семафоров.
Переезжаем мост, поднимаемся в гору и на первом повороте (41,5) сворачиваем с основной дороги направо. Всё время придерживаясь дорог, сворачивающих на право, выезжаем к действующей ГЭС с соседствующий водопад, посредством которого регулируется расход воды, попадающий на ГЭС. Здесь можно перекусить, а затем, если есть время и уверенность в силах участников, полазить по полуразрушенным заводам. Тут есть тайник геокешинга.
От ГЭС возвращаемся на основную дорогу и продолжаем движение к Хямякоски. Предстоящий участок дороги вдоль Янисъйоки, очень запоминающийся. Порой дорога идёт прямо вдоль воды. На реке есть несколько порогов и перекатов, легко заметных с дороги.
На T-образной развилке сворачиваем направо, минуем ещё один арочный железнодорожный мост, сложенный из гранита (на этот раз проезжаем под ним), под знаком, обозначающим габариты, выбит год постройки моста.
В посёлке всё время двигаемся прямо, к реке Янис. Автомобильный мост через неё восстановили в 2006-2007 годах, до этого можно было перебраться только пешеходам.
У моста (50,5) сворачиваем направо, осматриваем плотину, водопад и саму ГЭС, после чего возвращаемся к мосту и продолжаем путь вверх по течению к истоку этой могучей реки. Через 2 километра нас ждёт прекрасный арочный железнодорожный мост и ещё одна небольшая плотинка через реку. По обе стороны от неё есть полянки, здесь можно устроить перекус или обед.
Далее продвигаемся к озеру Янис, и через 4,5км от ж.д. моста выходим в посёлок (57). На одном из участков тропа изрядно заросла, но при определённых навыках найти её не составит труда. В посёлке есть магазин, но рассчитывать на него не приходится, т.к. к тому времени пока приедешь в Янисъярви, он будет уже закрыт. Лосиком надо быть, чтоб осмотреть все достопримечательности на пути и успеть при этом в магазин .
От посёлка выезжаем по главной дороге в юго-западном направлении. Здесь есть длинный и крутой подъём, после которого выходим на Т-образную развилку (3 км от посёлка). Сворачиваем на право и через 6,5 километров изумительной грунтовки (покрытие очень хорошее и спуски преобладают) въезжаем в Алалампи (Нижнее озеро, озеру в низу) (67,5). На въезде вблизи дороги есть колодец с водой, пригодной для питья. Хозяева соседнего дома никогда не отказывали в наполнении фляжек.
Ищем съезд с основной дороги на лево и проезжаем вначале через протоку между озёрами (самих озёр с основной дороги не видно) Юлялампи и Алалампи (тут развалины финской мельницы), а затем через железнодорожную ветку (62,4). Здесь начинается самая дикая часть маршрута, можно встретить разве что рыбаков или охотников, ну или медведа .
Через 500м оворотка на лево к хутору, но мы движемся по главной дороге (даже знак висит) прямо. Через 700м ещё один поворот на лево. Эта дорога ведёт через Петсеваары в Сортавалу и проходима только в сухую погоду, а лучше даже в осенние заморозки, но без снега. Едем прямо по едва заметной тропинке! Пересекаем ручей, текущий из Руоколампи в Юлялампи, выходим на железную дорогу и проходим 50 метров влево, после чего спускаемся с противоположной стороны насыпи на тропинку, забираемся на горку и снова можно ехать. Дорого порой переходит в тропинку, но я там ездил много раз в разное время года, но с байка, даже гружённого, слезать не приходилось.
За отвороткой к Пирттипохье основная дорога уходит на север. Тут во всю работают лесовозы. Мы же поехали на запад. На развилке что-то типа братского захоронения, но есть и могилы 1980-х годов. Не понятно. Вначале шли метров 150-200 по заросшей тропинке, а потом уже и ехали вниз к железной дороге. Спуск очень крутой.
А за железной дорогой наоборот: очень крутой подъём на отметку в 150 метров. Ещё 4 км пути и мы выезжаем на долгожданный асфальт (82,5).
Небольшое отступление. На ночёвку можно вставать на озере Маткаселькялампи или Тервалампи, но местечко придётся поискаь. В противном случае надо ехать на ГЭС на р.Тохмайоки (смотри маршрут к мраморному карьеру в Рускеала), а на следующий день возвращаться для осмотра самого карьера. Ночёвка вблизи карьера не будет спокойной, но на крайний случай можно. Воду предусмотрительно брать в реке Тохма перед сходом с трассы на грунтовку.
Через 2 километра спуска по асфальту (скорость до 60км/ч) отворотка к мраморному карьеру (84,3).
День 2. Осмотр карьера нужно осуществлять в светлое время суток, лучше с экскурсией. И на лодках поплавать тоже нужно.
Возвращение от карьера в Сортавалу (120) аналогично дороге, описанной в маршруте Сортавала- Рускеала- Сортавала. Повторять здесь не буду.
По пути смотрим водопады на р.Тохмайоки, разрушенную ГЭС, если есть время, купаемся в Хелюляйоки, поднимаемся на обзорную площадку в городском парке Сортавалы.
Отъезд из Сортавалы дизелем до Кузнечного, дальше электричкой в Санкт-Петербург. Или на поезде Костомукша-Санкт-Петеребург.
|
|
Маршрут для опытных байкеров |
Автор: Красников Павел |
|
Треки: |
|
Ссылки автора по теме: |
|
Фото: |
По дороге в Рауталахти
Водосброс в Ляскеля
Водопад в Хямекоски |