Велопутводитель. Проект клуба ВелоПитер
ВелоПутеводитель
Главная Новости Веломаршруты, поиск Top10 Форум О проекте Стать автором Вход для авторов

Беломорканал - Заонежье - Кижи
Дата написания: 28.10.2009
Код: "Нет кода". Длина маршрута: 284 км.
Регионы: Прионежье
Нитка маршрута: Медвежьегорск - Беломорканал - Повенец - Узкие - Типиницы - Великая губа
Достопримечательности: Беломорканал; деревянные церкви Заонежья

Описание:



Медвежьегорск – Беломорканал – Заонежье
Этот трек для тех, кто хочет совершить путешествие на несколько дней по весьма интересным местам средней Карелии. Так как протяженность его большая, то мы объединяли треки по паре дней, для удобства пользования.
Итак, для чего отправляться в эти края? Ответ такой: здесь красивая природа, много озер, шхер. Зато мало людей, но много замечательных памятников деревянного зодчества. Красиво тут, словом. И необычно, если сравнивать со средней полосой России. Здесь у нас на «юге» все не так. Домишки мелкие, церкви каменные, типовые… На севере же раздолье!
Маршрут начинается в Медвежьегорске, куда поезда (из Питера и Москвы) прибывают не слишком удобно. То среди дня, то посреди ночи. Может быть, более удобно прибыть в Петрозаводск, и утренней электричкой добраться к 12 часам до станции Медвежья Гора. Хотя летом, во время белых ночей, почему бы и не начать маршрут в 4 часа утра?
Чем интересен сам Медвежьегорск? На удивление, тут есть что посмотреть. Во-первых, это финские укрепления времени второй мировой. Финны создали в Медгоре сильный оборонительный узел, и его части можно увидеть и сегодня. Во-вторых, краеведческий музей. В отличие от многих других музеев, Медвежьегорская «краеведка» весьма интересна. Здесь можно много почерпнуть о деревянном зодчестве Заонежья, посмотреть фотографии того, как выглядела местность ранее. Ну, и, конечно, экспозиция о Беломорканале, строительству которого Медвежьегорск обязан своим статусом города.
Из архитектуры в городке выделяется здание, часть которого и занимает ныне музей. Оно выстроено в форме судна: есть надстройка, бак и ют. Это бывшая гостиница ББК (Беломорканала), построенная во времена строительства самой водной артерии. Другим интересным памятником является вокзал, 1916 года. Внутри вокзала можно видеть печки-буржуйки, которыми здание отапливается по сей день («аттракцион» работает только зимой).
Наш путь лежит на восток по треку, который прилагается к этой статье. Дорога идет на поселок Пиндуши, где мы сходим с асфальта и углубляемся в лес. Лес тут прекрасный: сосны, песок. На треке указан родник. На дороге есть два «гиблых места» - она пересекает болото. Оба куска метров по 200-300, может быть, 350. Удовольствия от поездки это не портит. Всего от вокзала в Медвежьегорске до канала 28 км. Не слишком большой километраж, посему в этот день можно успеть сделать «радиалку» к шлюзам номер 6 и 7. Это займет примерно час, и около 8 километров. Съездить сюда стоит, так как у шлюзов сохранились постройки той самой, сталинской эпохи. Бараки, бараки… Как будто вернулись на 70 лет назад. Если шестой шлюз просто красив ввиду природных особенностей места (высокие берега, могучая плотина), то на седьмом есть настоящий поселок.
Сами шлюзы огорожены, к ним не слишком-то подойдешь. Написано «не фотографировать». Ну, сами понимаете, положение в стране серьезное! Враг не дремлет – чуть зазеваешься, взорвет супостат Беломорканал!
Стоянка первого дня обозначена точкой Стоянка день 1. Хоть и проедем мы всего 36 км, но позднее прибытие в Медгору, музей…
День второй начнем с того, что отправимся на юг вдоль канала к «повенецкой лестнице», месту, где стоят рядом несколько шлюзов, и главная достопримечательность места – Церковь Св. Николая. Современная, ХХI век, посвященная жертвам строительства канала. Красиво сделана, с перепеванием мотивов канала – центральная часть сделана из бетона, который отлит грубо, нарочито неровно. Удачный памятник, в правильном месте. В поселке Повенец есть магазин. Возвращаемся далее в Медвежьегорск по асфальтовой дороге. Проезжаем город насквозь и держим путь на Заонежье. Теперь дорога ведет нас на юг. Останавливаемся на ночлег в красивом месте на берегу залива. Точка Стоянка день 2. За второй день мы проедем чуть более 60 км.
Если первые два дня мы ехали просто по Карелии, то теперь пришло время углубиться в настоящее Заонежье.
День третий, длинный день. Нам надо будет проехать 82 км, причем заметную часть по грунтам. Но начнем все с асфальта. Двигаемся на юг по дороге на Толвую. Отметка 22,5 км – красивое место. Мост. Нам, правда, на него не надо, мы двигаемся дальше на юг по второстепенной дороге. Заонежье все рассечено длинными и узкими озерами, между которыми тянутся высокие гряды. Попадаются очень красивые места, и дорожки. Одна из таких дорожек начинается за деревней Кажма. Грейдер вьется в узкой полосе леса между двух озер. С востока – Губа Святуха (мост через которую мы видели раньше), с запада Космозеро. Главная достопримечательность места – воссозданная часовня в деревне Узкие.
За Терехово выезжаем на асфальт и едем в восточном направлении до поворота на Патрово. Дорога вновь превращается в грунтовую. И вновь типичная ситуация: дорога идет меж двух озер: Падмозеро и Путкозеро. Дорога тут более холмистая, с нее открываются отличные виды в западном направлении. В Патрово, простой заонежской деревеньке организована… картинная галерея. Ради нее мы и заехали сюда. Галерею лучше посетить утром, а сейчас пора на стоянку –хорошее место есть в роще в полукилометре за Патрово на север.
Четвертый день. Можно проехать двумя вариантами, попроще, и посложнее. Но, обо всем по порядку. Итак, выезжаем со стоянки, проезжаем Патрово и выезжаем обратно в Великую Ниву. Здесь съезжаем с главной дороги и едем полевой дорожкой, срезая угол дорог на Тамбицы. Выезжаем на грейдер и едем далее на юго-восток. В деревне Поля нас ждет первая на сегодня достопримечательность. Ильинская церковь. Тоже, по-видимому, недавно прошедшая реставрацию. Точка трека 049 – точка принятия решения. Если ехать, как указано на треке, то попадаете на довольно топкую дорогу на Тамбицы. И не знаю, имеет ли смысл… разве что в сухую погоду. В Тамбицах нас ждет церковь, и новая достопримечательность: телефон-автомат, который оснащен солнечной батареей и ветряком… В Тамбицах есть гостевой дом. Далее наш путь лежит далее на юг. Всего 48 км от старта и есть хорошее местечко для стоянки в губе Онеги с видом на Вороний остров. Если вы ехали по прямой дороге на Тамбицы, 48 километров не покажутся вам таким уж маленьким расстоянием. На Вороньем острове стоит часовенка. Можно сплавать, если кто не боится холодной Онежской воды.
Пятый и последний день. Едем вдоль южного побережья Заонежья, проезжаем Типиницы с часовней Святого Духа. Точка 050 – место, где отходит «дорога» на деревню Яндомозеро. В кавычках, так как проехать по ней, дело не простое. На треке этого участка нет, но в сухое время года попробовать можно. Главной достопримечательностью Яндомозера является Варваринская церковь, деревянная, шатровая стоящая на берегу озера. Другую церковь можно посмотреть, если заехать в деревню Усть-Яндома. Часовенка попадется нам и в Сибово, и тоже с видом на озеро. На отметке 40 км за этот день финишируем в Великой губе. Здесь можно либо взять катера и отправится в Кижи, и далее на Петрозаводск (могут возникнуть проблемы с погрузкой велосипедов, если их много – например 8 или там 10), либо вернуться назад в Медвежьегорск по шоссе через Толвую. Если ехать по шоссе, то особых красот Карелии, конечно, не увидеть, но кое-что намекнем:
Первая интересная точка перед деревней Пургино – там вид на Яндомозеро превосходный! Кстати эту точку мы проезжаем и на третий день нашего пути. Далее Царицин источник, это место уже перед деревней Зажогинской. С востока от дороги, источник обнесен деревянным частоколом, есть беседка. Тут можно перекусить под навесом и с родниковой водой. Конечно, грязно и битые бутылки, но это часть отечественного мировоззрения. Сразу за источником – Шунгитовый карьер. Тоже в каком-то роде достопримечательность. Толвуя – самый большой поселок на пути, магазины, причал с которого вывозят Шуньгит. От Толвуи можно скататься и на полуостров, вдающийся далеко в озеро в северном направлении (полуостров Клим). Но большого впечатления он на меня не произвел. Из Толвуи, наняв лодочку, можно съездить в Палеостровский монастырь, вернее к его руинам.
Маршрут для опытных байкеров
Автор: Гуревич Илья
Об авторе >>>>
Маршруты автора >>>>
Написать автору >>>
Проекты автора:
"ВелоПитер"
Треки:
Ссылки автора по теме:
Фото:

Церковь св. Николая в Повенце
Голосов: 0, ср. оценка: 0     
Коментарии пользователей: Оставить коментраий:
2014-03-10 21:29:45, Константин
Приветствую. Летом 2013 проехал с товарищами по маршруту Медвежъегорск- дер. Валдай вдоль Беломорканала, пересек непересекаемый 7-й шлюз и по осударевой дороге проехал до знаменитого в военное время пос. Петровский Ям (нежил.), навигатора не было, но могу добавить описание маршрута словами если актуально. Категория маршрута после шлюза - жесть.

Ваше имя *:
e-mail (не будет доступен роботам)

Код на картинке умножьте на десять!
Введите результат!



Ваши замечания *:
Ссылка (если нужно) - с http:// :
Название ссылки (если нужно):



Copyright © 2007 — 2017
Главный редактор - Илья Гуревич
Дизайнер, вебмастер - Правенькая Елена
РОССИЙСКИЙ САЙТ О ВЕЛОСИПЕДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ И ВЕЛОТУРАХ velotur.ru ActivEInfo - снаряжение для туризма ВелоПитер
Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100