Велопутводитель. Проект клуба ВелоПитер
ВелоПутеводитель
Главная Новости Веломаршруты, поиск Top10 Форум О проекте Стать автором Вход для авторов

Морскими зимниками Эстонии
Дата написания: 27.02.2010
Код: "est-1". Длина маршрута: 152 км.
Регионы: Эстония
Нитка маршрута: Virtsu - Orissaare - Heltermaa - Haapsalu
Достопримечательности: Железнодорожный музей; замок Ungru; морские зимники

Описание:




Маршрут «зимники на острова Эстонии»
Соседняя с нами Эстония, климат имеет, конечно, не Сибирский, но для зимнего катания он вполне подходит. В Эстонии есть редкое в мире явление: зимники (временные зимние дороги), которые проложены прямо по морям. И зимников этих довольно много. Вспомним все поименно:
Рохукюла – Хельтерма. Этот зимник гордо зовется эстонцами «Самым длинным зимником в Европе» и имеет длину 27 км. Видимо, правильнее говорить, самый длинный зимник в Евросоюзе. Не знаю точно, но наверняка у нас в Республике Коми или Архангельской области есть зимники и длиннее.
Сааремаа – Хийумаа. 14,5 км. Этот зимник связывает два крупнейших эстонских острова.
Рохукюла – Вормси. 10 км. Зимник связывает остров Вормси с материком. Начинается недалеко от места, где заканчивается зимник на Хельтерма. Однако с одного зимника на другой можно переехать только в самой Рохукюла, так как между ними проходит фарватер.
Лао – Кихну. 10 км. Этот зимник располагается немного на отшибе от перечисленных выше. Он ближе к Пярну.
Кроме морских зимников есть в Эстонии и озерный, соединяющий остров Piirissaar в Чудском озере с континентом.
Нельзя исключить, что есть и другие зимники, так как эстонские острова на этом не кончаются. Однако на этот счет данных у нас нет.
Итак, предлагаемый маршрут проходит по первым двум зимникам. При наличии времени и желания, к маршруту можно подключить и третий зимник на остров Вормси, однако он тупиковый. Обратно с Вормси придется возвращаться той же дорогой.
Итак, чем хороши эстонские зимники? Они хороши тем, что там все серьезно: стоят дорожные знаки, ходят трактора, которые чистят лед. Без дорожных знаков, мы, как-нибудь, перебьемся. А вот что касается трактора, который чистит лед – это сказочное животное нам, велосипедистам, очень кстати. Ведь основная проблема езды по зиме – снег, который заваливает дорогу. Причем, заваливает на открытых морских пространствах удивительно быстро. За ночь небольшой метели на зимник может намести 20-30 см снега.
Зимники на острова ставятся не каждый год. Это называется «глобальное потепление». Например, в последние годы дела обстояли так: в 2009 году зимник работал один день – 1 марта. В 2010 году зимник открыли в самом конце января между Сааремаа и Хийумаа, и десятью днями позже, с Хийумаа на континент. Узнать о состоянии зимников можно позвонив в дорожную службу Эстонии по телефону +372 6781500. По состоянию на зиму 2010, в этой службе говорят по-русски, хоть и с заметным акцентом.
В Интернете новости о дорогах сообщают русскоязычные Эстонские сайты http://novosti.err.ee/ и
http://rus.delfi.ee/

Итак, описываемый маршрут начинается в деревне Куйвасту, куда можно прибыть автобусом из Таллинна. Приятно, что перевоз велосипедов бесплатен, в автобусах сервирован бесплатный вайфай. Велосипеды лучше паковать в чехлы, хотя, когда автобус пуст, что зимой бывает весьма часто, то можно перевозить в багажнике автобуса даже в неразборном виде, лишь отряхнув снег.
Куда более сложно прибыть в Таллинн, и еще сложнее убыть из него. По состоянию на зиму 2010 железнодорожного сообщения с Петербургом нет, только с Москвой (ценник на поезд атомный). Автобусы рейсовые ходят www.eurolines.ru, но есть две проблемы: отсутствие мест на пятничные и воскресные рейсы, сложности с перевозкой велосипедов. Про последние написано, что перевозить велосипеды можно. Но есть приписка: если будет место. Будет место или нет, заранее не известно. Если ехать на своей машине, то в направлении Таллинна граница пересекается более-менее просто. В обратном направлении очередь в 12 часов полагается не такой уж и большой. В дни после праздников очередь достигает размеров в сутки, а то и больше. Есть платный официальный сервис – «плата взамен на проезд», который действует у эстонских пограничников. Надо записаться заранее по телефону и за деньги (примерно 30 долларов) получить право объехать стоящих в очереди лузеров. Но даже этот «евросервис» требует заявляться очень заранее. В последний день праздников вам могут предложить приехать на прохождение границы через 28 часов после вашего звонка. Более приемлемый вариант – воспользоваться паромом Таллинн – Хельсинки, и вернуться через Финляндию. Это выходит дороже, чем плата за проезд границы без очереди, зато более честно. Лучше отдать деньги за паром, чем за право проехать с гордым видом мимо стоящих в очереди людей. Странно, что это принято в обществе гарантированных прав человека.
Итак, прибываем в Виртсу, далее автобус загружается на паром и идет в Куйвасту. В этом месте зимник не ставится, так как в этом проливе сложная ледовая обстановка. Может быть, в бесснежную зиму можно пересечь пролив пешком.
Куйвасту – это на острове Муху, который соединен с Сааремаа дамбой. Едем бесхитростно по главной островной дороге, благо она не сильно загружена. В местечке Liiva есть магазин, дальше у дороги попадается кирха и деревянная мельница. И то и другое не является большими достопримечательностями. Остров Муху заканчивается (17,9 км), идет дамба. Нельзя сказать, что чрезмерно красивая. Зато на Сааремаа, первый же городок Ориссааре, имеет красивую центральную площадь, где есть опять же магазин, банк, кафе. Да и просто постоять на ней в окружении старинных домиков довольно приятно.
Из Ориссааре едем вдоль северного берега Сааремаа, по одной из самых красивых дорог на маршруте. Вокруг сосновые леса. Время от времени дорога подходит к берегу. Можно отойти пару сот метров, и полюбоваться видами. Если, конечно, сугробы позволят.
Зимник на Хийумаа начинается прямо с этой приморской дороги в районе деревни Mujaste. Обратите внимание, что езда по зимнику отличается от езды по дороге. Мало того, что покрытие лед, так еще бывают снежные надувы. Особенно на этом зимнике, который не так популярен как второй. То есть надо немного времени иметь в запасе. Официально зимник работает до 17-30.
Через 15 км мы выходим на Хийумаа в районе деревни Emmaste. Красоты ледовой дороги, скажем прямо, сильно зависят от погоды. Когда играет солнышко, вы едете по морю, кругом снег, вдали видны острова – это одно. Когда погода – серая мгла, то все значительно хуже. И, тем не менее, ехать по морю аки посуху – удовольствие.
За один день предложенный маршрут (151 км) проехать сложно, посему на Хийумаа делаем остановку в лесу. Недалеко от парома в направлении на Кайну есть сосновый лес. В Эстонии костры не запрещены так жестко как в Финляндии, однако рекомендуем пользоваться газовой горелкой.
На следующий день продолжаем движение по дороге 83 в сторону Кайну и Хелтерма. Если время позволяет, можно сделать небольшой крюк, свернув на красивые (летом) места Orjaku и Esikula. Дорога там обходит залив Балтийского моря, прыгает по островкам. Крюк небольшой, порядка 6 км.
Самой большой достопримечательностью на пути является Сууремыза – деревушка, в которой есть памятник архитектуры – старинный замок. http://www.hiiumaa.ee/tuletorn/english.php?id=3
Главная дорога ведет нас в Хельтерма, где находится порт. Отмечу, что, несмотря на то, что по морю ставится зимник, работу паромов никто не отменяет. Они продолжают ходить.
От порта надо повернуть на юг по прибрежной дороге. Ехать несколько километров, никаких поворотов нет. Место, где начинается зимник, хорошо видно с дороги. Не промахнетесь.
Начинается второе морское путешествие. Этот зимник куда более популярен у автомобилистов. Здесь есть заметное движение. В году 2010 на нем было, кстати, два деревянных моста через трещины. Может быть, слово «мост» как то слишком пафосное для лежащих прямо на льду деревянных щитов, но тем не менее.
Зимник огибает остров Heinlaic, идет открытым пространством. Чем ближе к берегу, тем красивее становится. Видны какие-то острова. Вдали, в направлении на север видятся паромы.
Из Рохукюла можно съездить еще на остров Вормси по зимнику, въезд на который располагается севернее порта, и, немного на восток по дороге на Хаапсалу к знаку конец населенного пункта.
А наш путь идет в Хаапсалу (9км). Самое интересное место на пути – замок Ungru loss, имение, принадлежавшее роду баронов Унгернов. Самым знаменитым Унгерном был http://www.mois.ee/english/laane/ungru.shtml белый офицер, прославившийся на востоке своими деяниями и странноватыми идеями. Сам же род Унгернов древний. Замок упоминается впервые в 1523 году. Четырьмя с половиной веками позже, во время второй мировой, замок был разрушен.
Из Хаапсалу в Таллинн можно уехать автобусом, который отправляется от бывшего железнодорожного вокзала. Поезда с него не ходят, так как пути разобраны. Но на территории вокзала действует музей.
Зимний маршрут
Автор: Гуревич Илья
Об авторе >>>>
Маршруты автора >>>>
Написать автору >>>
Проекты автора:
"ВелоПитер"
Треки:
Ссылки автора по теме:
Фото:

Зимник на Рохукюла

Начало зимника

Отдых на маршруте
Голосов: 0, ср. оценка: 0     
Коментарии пользователей: Оставить коментраий:

Ваше имя *:
e-mail (не будет доступен роботам)

Код на картинке умножьте на десять!
Введите результат!



Ваши замечания *:
Ссылка (если нужно) - с http:// :
Название ссылки (если нужно):



Copyright © 2007 — 2024
Главный редактор - Илья Гуревич
Дизайнер, вебмастер - Правенькая Елена
РОССИЙСКИЙ САЙТ О ВЕЛОСИПЕДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ И ВЕЛОТУРАХ velotur.ru ActivEInfo - снаряжение для туризма ВелоПитер
Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100