Велопутводитель. Проект клуба ВелоПитер
ВелоПутеводитель
Главная Новости Веломаршруты, поиск Top10 Форум О проекте Стать автором Вход для авторов

Вырица - Новгород
Дата написания: 25.05.2010
Код: "VR1-2". Длина маршрута: 104 км.
Регионы: Новгородская область; Запад Ленинградской области
Нитка маршрута: Вырица - Чаща - Кремено - Усадище - Вольные Кусони - Люболяды - Новгород

Велосеть ВР-1 >> (Этап: 2 )
Первый Российский национальный велосипедный маршрут Петербург - Новгород - Селигер - Москва

Достопримечательности:

Описание:

Проектируемый «Первый национальный Российский веломаршрут» «Санкт-Петербург – Новгород – Селигер – Москва».
Часть 2. Петербург - Вырица – Новгород. (Часть 1 Петербург – Вырица будет опубликована позже).
Протяженность участка 163 километра, включая пятикилометровый участок тропы, из которого примерно 500 метров болота, и значительную часть грунтовых дорожек без большого трафика.
Эта часть маршрута начинается у железнодорожной станции Вырица. Здесь есть магазины, в том числе «Спорттовары» (прямо на площади), где есть велосипедный отдел. Наш путь идет в южном направлении к железнодорожному переезду и далее на восток.
Вообще Вырица – интересное место и старинное село, упоминаемое чуть не с 15 века. Свой расцвет поселок пережил в начале века 20-ого, когда здесь развернулось большое дачное строительство. В Вырице жил Серафим Вырицкий, местный почитаемый святой. В поселке сохранились отдельные старинные дачи дореволюционной постройки, деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, Храм святых апостолов Петра и Павла. По-хорошему, на осмотр Вырицы надо положить добрых пол дня… Хотя отсутствие заботы о культурном наследии помогает нам экономить время: почти каждый год приходят сведения о том, что тот или иной деревянный особняк сгорел или разобран. По крайней мере, можно посетить редкую достопримечательность в наших краях: Здание общины трезвенников.
За переездом дорога идет три километра до поселка Мины, что сразу за мостом через Оредеж. Первый асфальтовый поворот направо – наш. Едем теперь долго-долго по не слишком красивой дороге не богатой достопримечательностями и не блещущей красотой. В точке 38,7 поворот налево по направлению к дачному поселку Чаща. Но нам интересен не он, а деревня Кремено, куда можно попасть двумя путями. Первый – по красивой тропе, как указано на треке. Тропа довольно сухая, и практически вся проезжая. Если день с дождем, может быть, имеет смысл объехать по дороге. Как ее найти? Надо проехать от места, где трек поворачивает налево еще 670 метров, и повернуть налево там. Оба варианта сходятся у въезда в деревню Кремено.
Кремено – красивая «традиционная» деревня, в противовес жутким и бессмысленным садоводствам Чащи. В центре построили деревянную часовню. На «центральном проспекте села» сохранилась каменная кладка старинной дороги. За домами просвечивает Оредеж.
Внимание: участок дороги от Кремено до дома отдыха Оредеж – 4,8 км является сложным. Часть этого участка – красивая тропа, хорошо набитая, хорошо читаемая на местности, проезжая для велосипеда, по крайней мере, когда не очень влажно. Часть – это броды через ручьи, а в одном месте тропа идет метров 300-400 просто по откровенному болоту. Все это несложно преодолеть даже с велосипедом, но лучше подготовиться: иметь с собой резиновые сапоги, или просто запасную обувь. Пройти тропу не замочив ног, не удастся.
Для тех, кто едет с ночевкой, скажем, что на этом участке два очаровательных места для ночлега: сосновые леса, берег Оредежа. Кое-где берег высокий, с красивыми видами. Из достопримечательностей на пути встречается самая настоящая гать.
Если учесть, что от Вырицы до этого «перелаза» - 60 км, то вполне можно устроить ночевку именно здесь. Кстати, за «перелазом» находится турбаза «Оредеж», где место в домике стоит 300 рублей (по состоянию на 2010 год). В домиках также есть посуда. Телефон базы 8921 – 421-21-05, Дмитрий, Виктор Яковлевич.
Итак, тропа завершается прямо на территории базы отдыха Оредеж (64 км от Вырицы). Она располагается в хорошем месте: река тут перегорожена плотиной. Ниже плотины есть пляж, можно купаться. Выше плотины водится рыба. С самой плотины открывается красивый вид. Жаль, что сама плотина почему-то не эксплуатируется. Вода есть, плотина есть, а турбины и прочее оборудование снято.
Едем далее. За базой Оредеж идет красивая грунтовая дорога в обрамлении не менее красивых высоких лесов. Постепенно леса отходят, и мы выезжаем в места обетованные, в район села Клуколово. На дороге попадается асфальт, чередующийся я с грунтами. В Клуколово есть Т-образный перекресток, нам налево. Если повернуть направо, то можно выехать к железнодорожной станции Чолово.
Объезд участка Чаща – Куколово. Конечно, этот участок, видимо, один из самых красивых на маршруте. Но ввиду болота, он доступен не для всех. Объехать его можно сев в Чаще на электричку, и выйдя в Чолово. Тогда по единственной дороге от Чолово вы попадете как раз на этот перекресток в Клуколово и можете продолжать далее по маршруту по асфальтовой дороге.
Мы двигаемся по окрестностям Ям-Тесово. Местность эта заселена была славянами издревле. Здесь проходил путь из Великого Новгорода на реку Лугу (и далее в Финский залив). Здесь и располагался город Тесово, где тесали (строили) лодки, на которых совершали плавание, после пешего перехода из Новгорода.
Дорога пересекает Оредеж, и далее его приток речку Рыденку. Поднимается на южный высокий берег в деревне Заполье. В ней на Т-образном перекрестке едем направо, пересекаем еще один приток Оредежа речку Тесову, и сразу за ней делаем поворот налево на грунтовую дорогу.
В деревне Савлово (3.5 км от поворота на грунт) можно заехать в поселок, хотя сама дорога обходит его стороной. Тут есть красивое место – вид на церковь Фрола и Лавра 1872 года, что в Клюкошицах, на другом берегу Тесовы. С этого берега она смотрится еще лучше, чем из самих Клюкошиц. Масштабное сооружение стоит на высоком берегу, над рекой. Красиво.
В Савлово есть магазин. Часто он работает «по требованию» - продавщица, живущая в соседнем доме, видит клиента и приходит открыть магазин. Так что не уезжайте от закрытых дверей сразу. Подождите несколько минут, и она обязательно появится. Далее, за Савлово наступает длинный участок без магазинов до самой Новгородской области, до деревни Вольная горка. А это 28 километров.
Дорога идет в направлении деревни Вольные Кусони. Грунтовая, без большого трафика. В Вольных Кусонях при въезде в деревню к западу от дороги стоит удивительно маленькая деревянная часовенка в окружении старинных деревьев. За Кусонями развилка. Наш путь идет налево. Прямо уходит дорога на поселок Оредеж, откуда ходят электрички на Петербург.
В Вольной горке начинается асфальт. Вернее, мы выезжаем на асфальт, так как наша дорога заканчивается, и мы попадаем на дорогу Село Гора – Люболяды.
Более интересные места начинаются как раз за станцией Люболяды. Наша дорожка пересекает трассу Новгород – Луга, затем железнодорожную ветку Новгород – Луга, вновь становится грунтовой, и петляет по лесу в направлении Новгорода.
За селом Люболяды начинается асфальт, и населенность местности увеличивается. Идут Новгородские дачи и садоводства. Въезд в город удобен: это не главное транзитное шоссе, и приводит оно нас в центр Новгорода. А трек заворачивает к железнодорожному вокзалу. Достопримечательности Новгорода описывать бессмысленно, просто приведем несколько ссылок.
Далее будущий «Первый национальный Российский веломаршрут» идет на Старую Руссу. Будет опубликован позже.

Маршрут для опытных байкеров

Голосов: 0, ср. оценка: 0
Коментарии пользователей: Оставить коментраий:
2010-05-25 17:15:56, Татьяна
Фотографии велопоходика как раз на участке Чаща - ДО "Оредеж" (- Молосовские озера)

Чаща - ДО "Оредеж"
2010-05-26 13:12:34, Михаил Михайлов
Точно, только далее из Заполья маршрут идет не как ваш, на Оредеж, а на Вяжищи - Савлово - Вольные Кусони.
2010-06-20 17:14:39, INV
Еще Из Чащи в Клуколово можно попасть через Чолово. Вдоль железной дороги от садоводства там идет грунтовка
2012-06-13 16:54:59, Валентин
К сожалению, трек по ссылке начинается только после Кремено, поэтому найти тропу в районе Чащи не удалось. Предположу, что она после моста и идет вдоль садоводств ближе в берегу Оредежа.
Если ехать по дороге через Чащу, то на Кремено поворачивает дорога усыпанная крупным белым щебнем, она шире дорог к садоводствам.

Тропа от Кремено до БО Оредеж видна хорошо - по ней ездят на мопедах. Но сырая часть довольно велика, несильной группой мы шли там 40 минут.

Хорошее место для ночевки на этой тропе только одно, в самом начале соснового бора. Только там есть удобный спуск к воде, в других местах нужно идти несколько метров в воде по камышам, чтобы набрать воду.
2012-06-13 16:59:21, Валентин
Ну или придется возвращаться опять же к хорошему месту. После топи есть тоже неплохие места, но уже могут быть люди с базы отдыха.

В Савлово в магазин проще попадать не с повороте, где первый указатель с названием поселка стоит, а со второго, который во стрелкой. Магазин будет прямо за поворотом. Если проехать чуть дальше, то будет виден храм.

В районе Вольной Горки и Вольного Загорья хороших мест для стоянки нет, лучшее около моста через Лугу, фактически под мостом.
2013-05-30 11:17:34, Николай
Ездили в начале мая, в начале мая там лучше не ездить. На той фотографии, где завал на тропинке, воды было примерно по пояс. После турбазы все было ок. Ночевали под мостом на Луге.
2015-07-19 00:15:07, tarak night
Телефон турбазы Оредеж на 2015 год актуален, но проезжих туристов они не принимают.

Ваше имя *:
e-mail (не будет доступен роботам)

Код на картинке умножьте на десять!