Выборг (0) – Торфяновка (62) – Virolahti (72) – музей Бункер (79) – Säkäjärvi (90) – Kylmälä (98) – музей Салпалинии Miehikkälä (104) – Hurttala (111) – Hostikka (122) – Ylijarvi (132) - Mättö (142) – озеро Elkiänjärvi (153) – Orkola – Jurkkola – Anola – Lappeenranta (185) – Выборг (245). 3 или 4 дня.
Маршрут идет, в основном, по грунтовым дорогам вдоль оборонительной линии Салпа и предусматривает только полевые (без кемпингов) ночевки.
Дорога от Выборга до Торфяновки не особо интересна, да и загружена довольно сильно. В этой связи рекомендуем, если есть возможность, начать маршрут из Торфяновки, куда можно подброситься как рейсовым, так и арендованным автобусом (см главу «Как добраться в Финляндию»).
Итак, после пересечения границы можно подкрепить свои силы в кафе торгового центра «Шайба», что расположена в Vaalimaa слева от дороги, и далее продолжить путь по шоссе на запад. В «Шайбе» же можно прикупить карты Финляндии (в 1 см 2 км), совершенно необходимые для этого маршрута. Ехать не далеко – 7 км до Виролахти (здесь слева от дороги есть супермаркет, банк и кафе), и еще 7 км, пока по правую сторону не покажутся ряды противотанковых надолбов. На музей-бункер есть указатель.
В музее есть что посмотреть: собственно бункер, да не один, землянка, несколько орудий на позициях, гранитные противотанковые надолбы, окопы. После осмотра музея можно проехать дальше на маршрут прямо через лес по грунтовкам, но можно изаблудиться. Мы рекомендуем вернуться на шоссе, проехать по нему чуть менее 2х км на запад и повернуть на грейдер, ведущий в Haavisto и Säkäjärvi. На озере в 4 км перед Säkäjärvi можно поставить первую полевую ночевку.
На второй день движение по грунтам продолжится. Будьте внимательны, не на всех поворотах есть указатели! Из Säkäjärvi едем по грунтовой «срезке» на северо-восток в направлении Miehikkälä. Здесь тоже иногда попадаются следы оборонительной линии. Надо только внимательно смотреть по сторонам: то окоп промелькнет, то противотанковые надолбы. Выезжаем (через 5 км за Säkäjärvi) на Т-образный перекресток. В принципе, можно проехать к музею и правой стороной. Тогда вам будет предоставлена возможность прокатиться около 5 км по асфальту. Но мы не выбираем легких путей – едем налево до Kylmälä, за ним примерно в 1 км на северо-восток уходит накатанная грунтовка, на которую нет указателя. Проехать по этой дороге стоит. Похоже, она была настоящей рокадной (рокада – дорога, идущая вдоль линии фронта для снабжения и переброски войск). То там, то тут на безлюдной дороге попадаются следы войны. Сколько ж труда было затрачено на прорубание окопов в скалах, на возведение бесконечных заградительных противотанковых линий…
Дорога выходит на шоссе 384 прямо к музею. Экспозиция - следы войны, как и осмотренные ранее бункер и рокада, но в окружении очень красивого пейзажа. Прямо у дороги «растет» скала, на вершине – наблюдательный пост, чуть ниже – выбитые траншеи. Красивое место. В музее можно посмотреть политкорректный фильм о строительстве и вероятном применении Салпа Линии.
После посещения музея выезжаем в Miehikkälä (на юг по шоссе). В поселке есть церковь, впрочем, не особенно интересная. Дальше наш путь по указателю в Hurttala и далее в Hostikka. Стоит ли говорить, что все дороги грунтовые? И кстати, очень красивые: сосновые леса, горки. В Hostikka есть еще часть укрепрайона. Далее дорожка нас ведет в Ylijarvi, где есть музей традиционного финского крестьянского быта. Ночевать можно на озере Elkiänjärvi, подступы к которому надежно перекрыты многочисленными окопами (восточный берег). На озере есть искусственные гроты-укрытия и ДОТ с окопами и противотанковыми надолбами.
В Лаппеенранту можно въехать как по шоссе, так и через сеточку грунтовок. Грунтовками куда интереснее. Места очень красивые, важно только не запутаться в направлениях. Впрочем, если и запутаетесь, не беда, здесь все дорожки выводят к шоссе на Лаппеенранту.
От Лаппеенранты до Выборга можно ехать по
маршруту П1.